Вера Левашкина
Создание предметно-развивающей среды в пропедевтико-диагностическом подготовительном классе
▼ Скачать + Заказать документы
Левашкина Вера Леонтьевна
учитель подготовительного класса
ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай
Создание предметно-развивающей среды в подготовительном классе
В 20016-2017 учебном году в ГБОУ с. Малый Толкай открыт, всвязи с переходом на ФГОС, подготовительный класс. Он функционирует как пропедевтико-диагностический. В него направляются дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) и дети, состояние которых требует более длительного обследования. Цель занятий в подготовительном классе — повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды в пропедевтико-диагностическом подготовительном классе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья детей. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Создание предметно-развивающей среды подготовительного класса обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создает творческую атмосферу в работе педагога, обеспечивает комфортное пребывание детей в школе-интернате.
В основе разработки создания предметно-развивающей среды в классе реализуются принципы комплексного подхода:
1. многофункциональность помещения;
2. рациональность использования пространства;
3. взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
4. целесообразность озеленения интерьера.
Дизайн учебного кабинета способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры-исследования, творческого моделирования и конструирования.
Мы стараемся создавать богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией.
Обучение в подготовительном классе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.
Образовательная среда учебного кабинета — это:
современная удобная мебель, магнитная доска, раздаточные дидактические материалы, игровые пособия, компьютер и проектор, конструкторы и многое другое.
Для организации учебного процесса кабинет имеет специально организованные зоны: учебная, игровая, природная.
Так, в предметно-пространственную среду класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленый уголок, где дети наблюдают и ухаживают за растениями.
Предметно развивающая среда в классе организована на основе следующих принципов:
• Принцип открытости
• Принцип гибкого зонирования
• Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
Оснащение игровой зоны позволяет нам интересно организовать досуг детейво время динамической паузы, перемен. Многофункциональность оборудования в игровой зоне дает возможность проведения подвижных игр и развития творчества детей, наряду с этим, гарантирует безопасность, так как, все выполнено из мягких, легких, экологически чистых материалов.
Представленная развивающая предметно-игровая среда является универсальной для детей 6-7 лет. Она применима для организации самостоятельных игр детей, спортивных развлечений.
В классе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Дети играют, конструируют, используют игровой материал в качестве физкультурного оборудования. В процессе игры с крупным строительным материалом у детей формируется творческое воображение.
Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в классе.
Оснащение игровой зоны помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда, обеспечивает целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия учащихся.