Ирина Тищенко
ГКП разновозрастная, раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мои малыши
Люблю свой маленький, уютный, утопающий в зелени детский сад. Люблю своих коллег, таких разных, но одинаково преданных своей сложной, порой неблагодарной, но нужной работе. Люблю утренние часы, когда садик оживает и наполняется гомоном детских голосов.
Каждое утро я встречаю своих малышей, беру их на руки, и чувствую их доверие, которое нельзя не оправдать.
Публикация «ГКП разновозрастная, раннего возраста» размещена в разделах
15 сентября этого года в ДОУ №10 начала работать группа кратковременного пребывания "Малышок" для детей 1,5- 3года. Выполняя социальный заказ наш коллектив сделал почти невозможное. Не имея свободного помещения для пребывания детей, шкафчиков, горшочков и т. п., как в дружной семье, потеснившись, организовали работу еще одной группы для малышей.
Группа кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня. ГКП была создана для детей раннего возраста.
Основными функциями группы кратковременного пребывания являются:
• охрана жизни и здоровья детей;
• забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
ранняя социализация детей и адаптация их к поступлению в ДОУ;
• обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка.
Образовательный процесс в ГКП построен на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Воспитатель старается привлекать детей к занятиям без психологического принуждения. На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко. Проведение в группе тематических утренников, праздников, досугов помогает ребёнку привыкнуть к новой для него обстановке, способствует созданию хорошего настроения во время пребывания в ДОУ и формирует желание снова и снова охотно идти в детский сад (без слез).
Отсутствие отдельного помещения для нашей группы, с одной стороны, создает проблемы. Оно и понятно, ведь в групповой комнате одновременно находятся много детей.
Но, с другой стороны, малыши тянутся за более старшими детьми, участвуют в общих играх, развлечениях, играх, организации режимных моментов. Старшие дети развивают самостоятельность и ответственность, помогая малышам.
Но малыши есть малыши. Поэтому я постоянно задаю себе вопрос, как построить свою работу так, чтобы это было без детских слез, без недовольных взглядов родителей? Как мне кажется, первостепенная задача заключается именно в том, чтобы с самых первых дней пребывания ребенка постараться обеспечить ему позитивно-эмоциональное общение. Безусловно, игрушки побуждают ребенка к ориентировано-исследовательским действиям, сенсорной активности, но пока педагог, работающий с ребенком раннего возраста, не станет для него ЗНАЧИМОЙ ФИГУРОЙ, не начнется тесного взаимодействия. Нужно учитывать, что маленьким детям требуется постоянная смена деятельности, они нуждаются в постоянной потребности получать интересные впечатления. В раннем возрасте дети очень подвержены настроению, как положительному, так и отрицательному эмоциональному фону. Помимо привязанности, еще существует множество факторов влияющих на состояние детей (обстановка в семье, режимные моменты, погодные явления и т. д.). Задача педагога быть всегда готовым принять малыша в любом состоянии и создать психологический комфорт. Ребенок, имевший опыт построения нормальных отношений со своими родителями, где привязанность успела позитивный характер, быстрее и легче сможет привязаться к другим взрослым. И наоборот, если ребенку в семье не проявляют постоянного внимания со стороны близких родных, то ребенок будет испытывать значительно больше сложностей при построении отношений с другими людьми. Мы прекрасно понимаем, что дети все разные : одному ребенку и недели хватит адаптироваться, а другому и полгода будет мало. Тем более, мы должны учитывать индивидуальные особенности и проблемы психического и психологического состояния малыша. Существуют основные моменты поведения, которые помогают формированию положительных взаимоотношений между воспитателем и ребенком:
- всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;
- использовать в своей речи ласкательные формы, обороты,
- как можно чаще петь песенки с детьми и для детей.
И, конечно, я считаю очень важным установление конструктивных, эмоционально - положительных контактов с родителями. Этому способствуют индивидуальные контакты с родителями во время утреннего приема детей и ухода их домой. Для помощи родителям в организации периода адаптации детей организована "Газета для любопытных родителей", где размещены консультации для них. Большинство родителей идут на контакт. Я не первый год работаю в ГКП, и знаю, практически все дети ГКП впоследствии перешли в группы постоянного контингента и успешно продолжили свой образовательный маршрут. Нельзя сказать, что посещение группы кратковременного пребывания решает все проблемы адаптации ребёнка к детскому саду, но эта форма работы положительно оценена нашим коллективом и родителями. Хочется отметить, что данная работа приучает родителей к участию в жизни ДОУ и сегодня те, кто прошел ГКП составляют наш родительский "актив".