Анжелика Барышникова
Гиперактивный ребенок в ДОУ. Решаем проблему
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко бывает так, что с появлением нового воспитанника довольно спокойной и размеренной жизни воспитателей и воспитанников группы детского сада приходит конец. Воспитателям становится сложно проводить занятия и мероприятия, между воспитанниками все чаще возникают конфликтные ситуации.
Что делать, если вновь поступивший ребенок слишком вспыльчив и подвижен, часто беспричинно устраивает истерики, все роняет и совсем не может сидеть на месте? Проблема кроется в гиперактивности.
Публикация «Гиперактивный ребенок в ДОУ, Решаем проблему» размещена в разделах
Вайолетт Оклендер-известный американский психолог характеризует гиперактивных детей следующим образом: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно контролировать свое внимание, он легко отвлекается…”.
Задача педагога – откорректировать поведение ребенка. Задача очень сложная, требующая большого терпения, так как признаки гиперактивности исчезают только по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
Педагогу детского сада необходимо опираться на когнитивное развитие ребенка.
Первое: следует изучить психологические особенности ребенка.
Работа с гиперактивным ребенком строится индивидуально. Он всегда должен находиться в зоне внимания воспитателя. Его энергию нужно направить в полезное русло.
Второе: способствовать исчезновению агрессии.
Профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми; терпеливо обучать необходимым социальным нормам общения и взаимодействия.
Третье: вести знакомую ребенку систему оценивания.
В процессе воспитания использовать только положительные эмоции; соблюдать режим дня; договариваться, а не подавлять ребенка; чаще хвалить; задания обязательно должны быть ему по силам; дать возможность ребенку показать свои сильные стороны.
В-четвертых: работать с родителями и окружающими ребенка людьми, объясняя, что положительные изменения наступят не быстро, что они напрямую зависят от спокойного, последовательного, целенаправленного и размеренного к нему отношения.
Данную проблему невозможно решить наказаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок не может самостоятельно справиться со своим состоянием. Дисциплинарные меры воздействия: наказания, замечания, нотации не улучшат поведение ребенка, даже, скорее всего, наоборот.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми проводится в двух направлениях:
Первое – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля. С этой целью необходимо использовать двигательные упражнения в игровой форме, направленные на развитие внимания и координации. Воспитатель подробно объясняет правила игры и показывает движения. Весь процесс осуществляется под его пристальным наблюдением.
Второе направление - работа с семьей, с целью формирования положительного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы, игры и под.)
Следует обязательно учитывать, что одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с гиперактивными детьми является игровая терапия, которая значительно сглаживает двигательное беспокойство и позволяет контролировать действия при помощи игрового сюжета. Наиболее полезными являются коллективные ритмичные игры, где переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво.
Список литературы:
1. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - Самара, 1997.
2. Д., Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3.
3. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10.
4. П., В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001.
5. Д., С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М. : НИИ семьи, 1997.
6. Баркли, Бентон Ваш непослушный ребенок. - С-Пб. : Питер 2004.