Олеся Куприянова
Гиперактивный ребенок в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Куприянова
Олеся Николаевна,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168»,
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ
Каждый ребенок индивидуален, уникален как во внешности, так в поведении. Но мы привыкли разделять всех детей на тихих, спокойных и шустрых, неуправляемых. Большинство мам бойких детей считают их гиперактивными. Но многие из них заблуждаются. Хотя, на данном временном этапе наблюдается увеличение случаев детской гиперактивности. Откуда она берется и как понять, что это именно она? Адекватно активный и гиперактивный ребенок ведут себя по-разному. Поэтому не стоит поднимать панику раньше времени. Разберемся в определении гиперактивности и выявим особенности гиперактивных детей.
Публикация «Гиперактивный ребенок в детском саду» размещена в разделах
Гиперактивность - это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка. Говоря проще, такой малыш не может сидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны. Часто такое состояние сопровождается дефицитом внимания. Этот синдром начинает явно проявляться в возрасте 2 лет, набирая обороты к школьным годам. На учебных занятиях эти дети неспокойные, недисциплинированные, также могут проявлять необоснованную грубость и агрессию. С возрастом поведенческая картина сглаживается и не доставляет особых неудобств окружающим. Тем не менее, остается импульсивность и дефицит внимания.
Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улицы - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни даже подкуп. Он просто не может остановиться.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность,импульсивность.
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ёрзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемое правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: “Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет”.
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них нравится поведение ребенка в общественном месте и дома, крики, замечания не приведут ни к чему хорошему. Порой родители просто приходят в отчаяние: «Я не знаю, что мне с ним делать! Конечно же, можно их понять. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к детскому саду. Они уже заранее начинают отрицательно настраивать себя на замечания воспитателей, Услышав их родители начинают защищаться, либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После этого они, как правило, встречают выбегающего им навстречу ребенка упреками и нотациями. Педагог, присутствующий при этой «теплой» встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры.
На самом деле можно избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет.
Если воспитатель встречает родителей не с жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой. Как и другие дети, такой ребенок хочет быть успешным во всем за что берется, но ему это не всегда удается Поэтому родителям
следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лить до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Еще один способ помочь детям с гипервозбудимостью - это давать им послабление режима детского сада. Послабление режима выражается в том, что ребенок находится в детском саду в течение недели меньшее количество часов, чем другие дети. Либо он уходит из группы раньте, либо имеет в течение недели «дополнительный выходной день», по индивидуальному согласованию с родителями.
Послабление режима необходимо для профилактики переутомления цен-тральной нервной системы ребенка, к которому ведет перевозбуждение, а также её недостаточные ресурсы, обусловленные травмой. В домашних условиях потребность ребенка в отдыхе должна быть поддержана соответствующей обстановкой, в которой выделено его собственное физическое и психологическое пространство, в котором он может находиться в безопасности, в одиночестве, или в присутствии небольшого количества близких родственников (вместо очередной большой компании гостей, взрослых или маленьких).
Так же имеет значение подбор рабочего места для такого ребенка, оно должно быть тихим спокойным. В ходе выполнения какого либо задания родители должны находиться рядом и при необходимости помочь.
Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана.
Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, попробовать отрабатывать конкретные требования на это может уйти много времени, но помните не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001.-96 с.
2.3аваденко Н. Н. Как понять ребенка : дети с гиперактивностъю и дефицитом внимания. - М., 2000
З. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностъю. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М. : ТЦ Сфера, 2002 - 128 с.
http'//inet21. cotn/pub lish ing/on lain-konf_stati-1/