Оксана Долгова
Рекомендации для родителей «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.
Симптомы гиперактивных детей:
- совершает беспокойные движения кистями и стопами;
- не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;
Публикация «Рекомендации для родителей „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);
- на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
с трудом выполняет предложенные задания (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);
- с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
- не может играть тихо, спокойно;
- много болтает, мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);
- часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;
- часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;
иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считается правомерным, если в наличие, по меньшей мере, восемь из 13-ти симптомов.
Причины гиперактивности:
генетическая предрасположенность;
проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее;
особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У гиперактивных людей обнаружен низкий уровень дофамина;
неблагоприятная экологическая и социальная среда;
неправильное питание.
Рекомендации родителям:
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати», лучше попробуйте переключить внимание ребенка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально. И здесь совершенно незаменима – игра.
Не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.