Кристина Безверхая
Консультация «Гиперактивный ребенок в детском саду»
▼ Скачать +Заказ
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ
Каждый ребенок индивидуален, уникален как во внешности, так и в поведении. Но мы привыкли делить всех детей на тихих, спокойных и шустрых, неуправляемых. Большинство мам юрких детей считают их гиперактивными. Но многие из них ошибаются. Хотя на этом временном этапе наблюдается увеличение случаев детской гиперактивности. Откуда оно взялось и как узнать, что это такое? Адекватно активный и гиперактивный ребенок ведут себя по-разному. Поэтому не паникуйте раньше времени. Разберемся с определением гиперактивности и выявим особенности гиперактивных детей.
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребенок в детском саду“» размещена в разделах
Гиперактивность – это нервно-поведенческое расстройство, характеризующееся чрезмерной активностью и возбудимостью ребенка. Проще говоря, такой малыш не может усидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны. Часто это состояние сопровождается дефицитом внимания. Этот синдром начинает ярко проявляться в возрасте 2 лет, набирая обороты к школьным годам. На занятиях такие дети ведут себя беспокойно, недисциплинированно, а также могут проявлять необоснованную грубость и агрессию. С возрастом поведенческая картина сглаживается и не доставляет особых неудобств окружающим. Однако импульсивность и дефицит внимания сохраняются.
Гиперактивный ребенок вне зависимости от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго ни на чем, самая интересная тема. И ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни даже подкуп не подействуют на него. Он просто не может остановиться.
Для выявления гиперактивного ребенка в группе детского сада необходимо длительное наблюдение за ним, проведение бесед с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Дефицит активного внимания:
1. Непоследовательный, ему сложно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. Берется за дело с большим энтузиазмом, но никогда не заканчивает его.
4. Трудно организовать.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и умственных задач.
7. Часто забывчивый.
Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзать.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, карабкается).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень разговорчив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не слушая вопроса.
2. Не может дождаться своей очереди, часто мешает, перебивает.
3. Плохая концентрация.
4. Не может дождаться награды (если между действием и наградой есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение плохо регулируется правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает совсем другие результаты. (На одних занятиях ребенок спокоен, на других нет, на одних уроках успевает, на других нет).
Если хотя бы шесть из этих признаков появляются в возрасте до 7 лет, лицо, осуществляющее уход, может предположить (но не диагностировать, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка появились признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не ставится, и родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».
В этом случае педагог в тактичной форме может порекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что врач должен взять на себя ответственность за диагноз. Важно убедить родителей, что ребенку нужна помощь специалиста.
Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в их воспитании. Не каждому из них нравится поведение ребенка в общественном месте и дома, крики, замечания ни к чему хорошему не приведут. Иногда родители просто впадают в отчаяние: «Я не знаю, что с ним делать! Конечно, вы можете их понять. Родители гиперактивного ребенка часто с опаской относятся к детскому саду. Они уже заранее начинают негативно настраиваться на замечания воспитателей. Услышав родителей, они начинают защищаться, либо стоять с опущенной головой, как бы ругая их. После этого они, как правило, встречают выбегающего навстречу ребенка упреками и лекциями. Учитель, присутствовавший на этой «теплой» встрече, тоже чувствует себя очень неловко и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры.
На самом деле таких ситуаций можно избежать. Для этого, в первую очередь, родители должны быть убеждены в том, что их ребенок такой, какой он есть. И никто в этом не виноват: ни он сам, ни они. И у них нет причин чувствовать себя виноватыми.
Если педагог встретит родителей не жалобами, а положительной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости и радости.