Нарсия Оксана
Консультация для родителей «Гиперактивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое гиперактивность?
«Гипер.» - (от греч. Нурег над, сверху, составная часть сложных
слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в
русский язык из латинского «aktivus» и означает «действенный, деятельный».
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивные дети“» размещена в разделах
Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений поведения, где основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания» (СДВ).
Синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, право, на
постановку которого имеет только специалист. Не следует путать гиперактивность с проявлением ребенка холерического типа темперамента у ребенка.
Гиперактивные дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами распорядка дня (т. е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникшая эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, это часто квалифицируется как дисциплинарные проступки. В быту за такими детьми закрепляются прозвища "трудный", "неуправляемый".
Причины детской гиперактивности полностью не выяснены, однако считается, что факторами ее возникновения могут быть:
• патология беременности, осложненные роды;
• различного рода поражения центральной нервной системы,
возникающие как до, так и после рождения ребенка;
• микродинамические поражение мозга (черепно-мозговая травма);
• генетический фактор (у кто-то из родителей «синдромы дефицита внимания»);
• здоровье матери (гиперактивные дети чаще рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями: астмой, экземой,
мигренью);
• неправильное питание: употребление в большом количестве
всевозможных добавок, пищевых красителей, консервантов,шоколада, сахара, молочных продуктов, белого хлеба, помидоров, нитратов, апельсинов, яиц и других продуктов;
• дефицит питательных элементов (нехватка в организме цинка, магния, витамина В12, основных жирных кислот, углеводов);
• социальный фактор (семьи высокого социального риска;
• отсутствие системы воспитания в семье;
• неудовлетворение ребенка общением с
близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях).
Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность.
Симптомы проявления двигательной активности:
1. Ребёнок суетлив, непоседлив, говорлив.
2. Не способен усидеть на одном месте. Постоянно находится в движении,
как «заведенный».
3. Проявляет признаки беспокойства. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на месте).
4. Больше бегает, чем ходит. Всегда нацелен на движение.
5. Спит меньше, чем другие дети.
6. Неряшлив.
Симптомы проявления импульсивности:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Часто покидает свое место, когда должен стоять или сидеть.
3. Невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок.
4. 4. Способность совершать опасные действия. не задумываясь 0 последствиях. При этом нельзя сказать, что ребенок ищет приключений или острых ощущений.
5. Не может просто тихо играть, контролировать и регулировать свои действия.
6. В разговоре часто прерывает собеседника. Начинает отвечать, не
подумав и даже не дослушав вопрос до конца.
7. С трудом выдерживает ожидание в очереди, не может дождаться вознаграждения, похвалы.
8. Бывает навязчив, мешает, пристает к окружающим.
Симптомы проявления невнимательности и отвлекаемости
1. При выполнении заданий или во время игр не может сосредоточиться, быстро отвлекается на посторонние стимулы.
2. Не в состоянии последовательно и до конца выполнить задание. Наблюдаются частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
3. Ребенок слушает, но не слышит обращенную к нему речь. Начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать.
4. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
5. Неорганизован, проявляет забывчивость в повседневной жизни, часто
теряет свои вещи.
Рекомендации родителям
• Не следует рассматривать гиперактивность ребенка как шалость, баловство, непослушание или невоспитанность.
• Обязательно необходимо проконсультироваться со специалистом (психоневрологом) : болезнь это или нет. Если гиперактивность обусловлена болезнью, строго выполняйте предписания врача и правильно дозируйте лекарственные средства.
• Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной.
• Разговаривайте с ребенком сдержано, мягко, даже если вы ему что-
либо запрещаете.
• Следует убирать из поля зрения ребенка вещи и предметы, представляющие опасность для здоровья.
• В воспитании ребенка избегайте двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями - с другой.
• Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных замечаний, окриков, нотаций, бесконечных запретов и ограничений не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
• Физические меры воздействия и оскорбления категорически
запрещаются.
• Избегайте приказного тона. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати», лучше попробуйте переключить внимание ребенка на что-либо.
• Избегайте конфликтных ситуаций. Помните, что ребенок Вам подражает.
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Старайтесь следовать режиму. Ребенок должен знать, когда он должен встать, поесть, пойти гулять и т. д.
• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). Это должно быть тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов, находящееся далеко от телевизора, постоянно открывающихся дверей. Внешнее оформление помещения также должно быть спокойным (желательно избегать ярких цветов, сложных композиций).
• Оберегайте ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений. Избегайте по возможности скоплений людей (пребывание на рынках, в крупных магазинах).
• Во время игр со сверстниками ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Желательно, чтобы его окружали спокойные, уравновешенные дети, избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Не следует давать ребенку несколько заданий сразу. Давайте только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Через каждые 10-15 минут разрешайте ребенку вставать из-за стола, подвигаться около пяти минут, а затем вернуться к занятиям.
• Не раздражайтесь, если ребенок делает что-либо не так, спокойно повторите ему задание еще раз и еще.
• Помимо подвижных игр приучайте к выполнению спокойных заданий:
используйте мозаику, лото, домино, кубики, раскрашивание.
• Направляйте энергию ребенка в полезное русло: предложите покормить рыбок, полить цветы и т. д.
• В ситуациях, когда ребенок ведет себя неправильно, предлагайте альтернативные формы поведения:
если ребенок "носится как вихрь" по квартире, можно предложить
ему на выбор другие занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого;
если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть несколько
любимых песен или выразительно почитать знакомые стихи;
если ребенок бросается вещами, игрушками, то можно предложить
ему игры с водой или игры в мяч;
если ребенок хочет разрисовать обои, то можно прикрепить на
стене лист бумаги и предложить рисовать на нем.
• Давайте возможность гиперактивному ребенку ежедневно расходовать избыточную энергию. Полезны занятия каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.
• Недопустимы длительные занятия на компьютере. Ограничивайте просмотр телевизора. Ребенок не должен видеть фильмы ужасов криминальные истории с насилием.
• Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном : свежий воздух и размеренный шаг.
• Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи, даже если они не значительны.