Юлия Викторовна
Гиперактивные дети
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы развития гиперактивности, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям
Явление гиперактивности в детском возрасте рассматривается в целом как синдром дефицита внимания с гиперактивностью и является одним из самых распространенных нарушений развития.
Выделяют общие проявления гиперактивности, характеризующиеся (Заваденко Н. Н., 2001) :
Темочки:
- расстройством внимания
- двигательной расторможенностью.
- импульсивностью поведения
Факторы формирования гиперактивного синдрома :
В основе формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью может лежать ряд факторов, в частности (Заваденко Н. Н., 2001) :
- биологические факторы
- генетические факторы
- факторы внешней среды
Биологические факторы:
Существенное влияние на развитие синдрома гиперактивности оказывают условия развития ребенка в пренатальный период:
- неблагоприятное течение беременности /перенесенные заболевания/;
- употребление матерью алкоголя, курение;
- тяжелые роды и вследствие этого – микроорганические поражения головного мозга ребенка;
- рождение ребенка раньше срока
Как фактор риска, также выделяют особенности развития ребенка в раннем возрасте:
- соматические заболевания раннего возраста (диатез, диспепсия, физические травмы).
Генетические факторы:
- наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у родителей ребенка и их родственников.
Данный фактор /экспрессия гена-носителя гена гиперактивного синдрома/ связан с воздействием условий внешней среды /проявляется в неблагоприятных условиях, в благоприятных – действие гена может не проявляться).
Факторы внешней среды:
- экологическая ситуация ( атмосферные загрязнения: содержание в воздухе тяжелых металлов, повышенное содержание угарного газа).
Данный фактор оказывает опосредованное воздействие, влияя на особенности пренатального развития и развития в младенчестве и раннем детстве).
Таким образом, наиболее существенным является влияние особенностей пренатального развития ребенка, а также перенесенные ребенком соматические и инфекционные заболевания в период раннего детства.
Проявления гиперактивности, психологические особенности ребенка:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется в 3-х основных формах:
1. Гиперактивность, сочетающаяся с нарушениями внимания /самая распространенная форма/;
2. Гиперактивность с преобладанием нарушений внимания;
3. Преобладание проявлений гиперактивности
Возрастные особенности:
Ранние симптомы гиперактивности могут наблюдаться у ребенка. по мнению медиков, уже в период пренатального развития, что проявляется повышенным шевелением плода. Такие дети уже в грудном возрасте очень чувствительны к сенсорным раздражителям (Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2002).
В младенческом и раннем возрасте могут проявляться следующие симптомы (Павлова М., 2002) :
- повышенный мышечный тонус;
- чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям;
- плохой сон, повышенная двигательная активность во сне
Проявления гиперактивности актуализируются также в сенситивный период психоречевого развития
Максимальная интенсивность проявлений наблюдается в 4-7 лет.
В начале дошкольного детства (3 – 4 года) :
- ребенок не может спокойно дослушать сказку
- не любит играть в игры, требующие даже минимального уровня произвольности деятельности;
- ребенок любопытен, но не любознателен: на все смотрит, все трогает4 обратившись к взрослому с вопросом, не ждет ответа или не дослушивает до конца;
В среднем и старшем дошкольном возрасте:
- выбирает самые шумные игры;
- не любит занятия, требующие сосредоточения, усидчивости (конструирование, виды изодеятельности, настольные игры);
- в общении со сверстниками: не помнит обиды, ссорится и тут же мирится;
- может неожиданно выйти из игры или расстроить ее;
- часто от избытка чувств не говорит, а кричит.
Психологическая характеристика гиперактивного ребенка
Особенности поведения:
1. Ребенок чрезвычайно подвижен;
2. Проявляет беспокойство, посторонние движения во время выполнения заданий, требующих усидчивости;
3. Отвлекается на любые раздражители.
Особенности процессов внимания:
1. Избирательность внимания
2. Неспособность длительного сосредоточения внимания на определенной деятельности
3. Отвлекаемость с переключениями с одного занятия на другое.
Двигательная сфера:
1. Двигательное беспокойство (крутится на стуле, постоянно что-то теребит в руках);
2. Нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики; низкая способность к выполнению сложных целенаправленных движений.
В дошкольном возрасте гиперактивного ребенка отличают в целом гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость.
У гиперактивного ребенка наблюдается значительное ограничение объема внимания. Дошкольник не может сосредоточиться на отдельных формах активности на длительное время, концентрации его внимания «хватает» всего на несколько мгновений, затем у него появляется потребность переключиться на другие виды деятельности. Гиперактивный ребенок с его высокой отвлекаемостью реагирует на любой звук, на любое движение.
Гиперактивность ребенка, его чрезмерная подвижность может быть прямым следствием нервного перенапряжения, вернее, способом его разрядки. Многие стимулы, исходящие из окружения, смущают и раздражают гиперактивного ребенка. Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Гиперактивность ребенка также может быть средством компенсации его тревожности и незащищенности. Тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что им нужно участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного дела к другому и производят впечатление, что не могут сосредоточиться ни на одном из них. Такая компенсаторная активность характерна для тревожных детей.
Выделим основные проблемы гиперактивных детей (Дубровина И. В., 1998; Фурманов И. А., 1999) :
Интеллектуально-познавательная сфера:
- трудность сосредоточения внимания, образного восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
Моторная сфера:
- двигательная расторможенность, трудности мышечной координации;
- слабые координационные связи «глаз-рука», что может приводить к несформированности навыков изодеятельности, нарушениям письма, трудностям выполнения заданий «по образцу»;
Эмоционально-волевая сфера:
- импульсивность, вспыльчивость;
- слабый мотивационный контроль
Коммуникативная сфера:
- слабо развиты навыки социального взаимодействия;
- внешняя агрессия на сверстников, вызываемая плохим отношением к нему (насмешки, прозвища, игнорирование) других детей
Спектр указанных проблем создает ребенку трудности в общении со сверстниками в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, взрослыми; в учебно-познавательной деятельности (занятия); конфликтность, отсутствие навыков взаимодействия может привести к развитию у такого ребенка симптомов ситуативной и личностной тревожности, закреплению агрессивного поведения как средства самореализации и привлечения внимания.
Методы диагностики гиперактивности /симптомов дефицита внимания с гиперактивностью/ :
Карта наблюдения: /может быть использована педагогом группы ДОУ, которую посещает ребенок/
Фамилия, имя ребенка ___ Возраст ___ Группа ___
Эмоциональные реакции, проявления гиперактивных форм поведения Как часто наблюдается
Поч
ти всег
да
Час
то Иногда Ред
ко Не наб
людает
ся
4 3 2 1 0
1. Импульсивное поведение
2. Не может заниматься одним видом деятельности более 3-5 мин.
3. Неусидчив, отвлекается на занятии значительно чаще, чем другие дети в группе
4. Моментально реагирует на любой внешний раздражитель (звук, действие)
5. Повышенная двигательная активность
6. Очень активен на занятиях по физкультуре; на прогулке очень много двигается
7. Суетливые движения
8. Избегает заниматься деятельностью, требующей сосредоточения, усидчивости
9. Предпочитает подвижные игры
10. Говорит быстро, первым вступает в разговор, перебивает взрослого
11. В играх стремится к ведущей роли; если роль не устраивает, может разрушить игру
12. Может неожиданно выйти из игры, прервать деятельность
Количество баллов:
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА :
(с картой-таблицей работают психолог, родители, воспитатели группы)
В соответствующих графах таблицы отмечается появление особенностей поведения: “Да” – если особенность наблюдается, “нет” – если не наблюдается по следующим параметрам:
- высокая двигательная активность;
- дефицит активного внимания
- импульсивность
Высокая двигательная активность:
№ Утверждение / особенность поведения Проявление
Да Нет
1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)
2. Ерзает на месте
3. Находится в постоянном движении
4. Очень говорлив
5. Спит намного меньше, даже в младенчестве
Дефицит активного внимания:
№ Утверждение / особенность поведения Проявление
Да Нет
1. Непоследователен в поведении
2. Имеет трудности в организации
3. Имеет много незаконченных проектов
4. Не слышит, когда к нему обращаются
5. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его
6. Теряет вещи
7. Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий
8. Часто бывает забывчив
Импульсивность:
№ Утверждение / особенность поведения Проявление
Да Нет
1. Не может регулировать свои действия
2. Не умеет подчиняться правилам
3. Отвечает до того, как его спросят
4. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
5. Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего
6. Плохо сосредотачивает внимание
7. Не может отложить вознаграждение
8. Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, является гиперактивным.
Анкета “Признаки импульсивности”
/заполняют родители, воспитатели/
Бланк для ответов:
Инструкция: отметьте в графе “да”, если признак у ребенка проявляется, и в графе “нет” – если не проявляется.
№ Признаки и особенности поведения Проявление
“да” Нет”
1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и не верный, но очень быстрый)
2 У него часто меняется настроение
3 Многие вещи его раздражают, выводят из себя
4 Ему нравится работа. которую можно сделать быстро
5 Обидчив, но не злопамятен
6 Очень чувствуется, что ему все надоело
7 Быстро, не колебаясь, принимает решения
8 Может резко отказаться от еды
9 Нередко отвлекается на занятиях
10 Когда кто-то из ребят на него кричит, от тоже кричит в ответ
11 Обычно уверен, что справится с любым заданием
12 Может нагрубить родителям, педагогу
13 Временами кажется, что он переполнен энергией
14 Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит
15 Требует к себе внимания, не хочет ждать
16 В игре не подчиняется общим правилам
17 Горячится во время разговора, часто повышает голос
18 Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой
19 Любит организовывать и предводительствовать
20 Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на остальных
Оценка результатов:
15 –20 ответов “да” – высокая степень импульсивности;
7 –14 – средняя степень;
0 – 6 – низкая степень
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА (могут быть использованы на этапе предварительной работы) :