Джульетта Сабанаева
Гигиенические основы физических упражнений: требования к организации и режиму занятий. Структура занятия физической культурой
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации образовательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия педагога и детей, а также соответствующими условиями занятий.
Основной формой является занятие физической культурой. Это подтверждается тем, что в дошкольной образовательной организации (ДОО) оно:
Публикация «Гигиенические основы физических упражнений: требования к организации и режиму занятий, Структура занятия физической культурой» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
-есть массовая форма организации систематических занятий детей физическими упражнениями;
-проводится в соответствии с основной образовательной программой, расчитанной на четырехлетний срок обучения;
-осуществляется под руководством инструктора по физической культуре (воспитателя) с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей детей;
-способствует целенаправленному развитию физических и интеллектуальных способностей дошкольников.
В ДОО к проведению занятия физической культурой предъявляются следующие требования :
1. Честкость постановки целей и задач. На занятии решаются задачи из познавательной, эмоционально-ценностной и психомоторной областей.
Педагог обеспечивает развитие (тренировку)двигательных способностей, упражнение психических процессов, обучение двигательным знаниям, умениям и навыкам, воспитание личностных качеств детей (мировоззрение, интересы, желания и др.).
Формулировки задач занятия должны :
-быть конкретными, лаконичными и немногочисленными (не более 2-3);
-учитывать состав детей, их возраст, физическое развитие и подготовленность;
-обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими;
-соответствовать целевым ориентирам ФГОС ДО.
2. Соответствие содержания занятия (физических упражнений) основной образовательной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
3. Целесообразный отбор методов физического воспитания. Разумное сочетание общепедагогических и специфических методов.
4. Взаимосвязь занятий. Педагогические задачи, содержание, объем и интенсивность нагрузок каждого занятия определяются с учетом предыдущих и последующих занятий.
5. Сочетание различных методов организации деятельности детей на занятии. В зависимости от решаемых задач используется фронтальный, групповой, поточный и индивидуальный методы.
6. Постоянное видоизменение содержания занятия. Разнообразие содержания и процессуального обеспечения занятия способствует формированию интереса у детей к физическим упражнениям и побуждает их к активной деятельности.
7. Обеспечение безопасности занятия. Неправильная организация образовательного процесса может привести к различным травмам детей (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.)
8. Постоянный контроль за ходом и результатами деятельности детей. На каждом занятии обеспечивается оперативное управление деятельностью воспитанников. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки.
Структура занятия физической культурой
Подготовительная часть ( фаза врабатывания: организм ребенка преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности органов и систем).
Задачи:
-обеспечение первоначальной организации дошкольников и их психического настроя на занятие;
-привлечение и направление внимания детей на выполнение физических упражнений;
-обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности.
Содержание: выполнение несложных строевых упражнений, разнообразных видов ходьбы, бега, ползания.
Общая продолжительность составляет 10-20% общего времени занятия.
Основная часть ( фаза устойчивой работоспособности: достигнутый уровень функциональной работоспособности сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения).
Задачи:
-обучение выполнению физических упражнений (разучивание новых умений, закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков);
-развитие физических качеств (вначале выполняются упражнения, требующие проявления скоростных и координационных способностей, а в конце упражнения, связанные с силой и выносливостью).
Содержание:
-комплекс общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами для развития основных групп мышц выполняется по принципу сверху вниз, от центра к периферии;
- циклические упражнения (в основном беговые упражнения по периметру зала) позволяют увеличить нагрузку, а педагогу-подготовить оборудование и инвентарь для выполнения основных видов движений;
-разучивание, совершенствование или закрепление техники выполнения основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание, лазанье);
-подвижная игра или игровое задание на основе вида движения, разучиваемого на предыдущей неделе.
Продолжительность основной части составляет 70-80% общего времени занятия.
Заключительная часть ( фаза истощения или утомления: по мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма работоспособность детей постепенно снижается).
Задачи:
-снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;
-регулирование эмоционального состояния;
-подведение итогов с оценкой педагогом результатов деятельности детей.
Содержание:
-медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление;
-успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание.
Длительность заключительной части составляет 3-5 минут.
По признаку решаемых задач различают следующие типы занятий :
1) Занятия по освоению нового материала, отличающиеся широким использованием словесных и наглядных методов, невысокой «моторной» плотностью;
2) Занятия на закрепление и совершенствование выполнения физических упражнений;
3) Контрольные занятия для определения уровня физической подготовленности детей, проверки усвоения ими двигательных умений и навыков;
4) Смешанные занятия для комплексного решения задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности детей.
В ДОО, имеющих плавательный бассейн, проводятся занятия плаванием продолжительностью:
-в младшей группе-15-20 мин,
-в средней группе-20-25 мин,
-в старшей группе-25-30 мин,
-в подготовительной к школе группе-25-30 мин.
Основополагающим при планировании содержания физкультурных занятий является принцип цикличности:
1) Микроциклы (неделя, характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;
2) Мезоциклы (месяц, включающие в себя четыре микроцикла, в которых прежде всего чередуется выполнение основных видов движений и связанных с ними подвижных игр;
3) макроциклы (год, включающие в себя мезоциклы физического воспитания детей в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Планируя занятия, следует стремиться разнообразить упражнения с элементами новизны:
-изменение исходного положения (стоя, сидя, на коленях, лежа);
-выполнение упражнений в разных направлениях и плоскостях, с увеличением амплитуды;
-выполнение упражнений под счет, под музыкальное сопровождение, самостоятельно без счета;
-использование разнообразного спортивного инвентаря и оборудования;
-применение различных построений и перестроений.
Методы организации деятельности детей на занятии
Фронтальный метод характеризуется выполнением всей группой одного и того же физического упражнения независимо от построения детей (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг) по показу или указанию педагога.
Этот метод широко используется во всех частях занятия и обеспечивает высокую моторную плотность (можно успеть сделать больше физических упражнений).
Фронтальный метод успешно применяется при управлении двигательной деятельностью детей, не требующей страховки, например:
-выполнение различных видов ходьбы и бега в подготовительной части занятия;
-выполнение общеразвивающих упражнений;
-при разучивании и совершенствовании техники простых видов движения (прыжки в длину с места, передача мяча в парах).
Важным является правильное расположение детей: чтобы они не мешали друг другу, все видели педагога, а он, в свою очередь-воспитанников.
Групповой метод предусматривает одновременное использование в нескольких группах разных заданий инструктора по физической культуре. Преимуществом этого метода является выполнение детьми физических упражнений с учетом пола, уровня подготовленности, двигательной активности и других признаков.
Групповой метод требует от инструктора по физической культуре повышенного внимания, так как он не в состоянии видеть одновременно всех детей. Он находится рядом с теми воспитанниками, которые наименее подготовлены или выполняют наиболее сложное физическое упражнение. В практике дошкольного образования помощником инструктору в этом случае является воспитатель или музыкальный руководитель.
Поточный метод предусматривает последовательное выполнение детьми одного и того же физического упражнения (например, прыжок в длину с разбега ли ходьба по гимнастической скамейке)
Этот метод позволяет осуществлять эффективную страховку детей, однако снижает общую моторную плотность занятия.
К разновидности поточного метода можно отнести круговой метод, когда физические упражнения выполняют на специально подготовленных местах («станциях», как правило, расположенных по кругу зала или уличной площадки. Упражнения побираются с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от одного до трех раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».
Индивидуальный метод заключается в том, что детям предлагают индивидуальные задания, которые они выполняют самостоятельно. Как правило, такие задания предназначены для ребенка, который отличается от основного состава группы по подготовленности, особенностям и способностям, состоянию здоровья.
Данный метод помогает контролировать физическую нагрузку, однако требует от инструктора повышенной внимательности и знания особенностей каждого ребенка.
Таким образом, занятие физической культурой, решая задачи обучения и развития детей, является основой всех форм занятий физическими упражнениями в ДОО.
Формы занятий физическими упражнениями
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации образовательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия педагога и детей, а так же соответствующими условиями занятий. Основной формой является занятие физической культурой. Оно, в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте» (ст. 28, обязательно и проводится инструктором по физической культуре (воспитателем) в пределах основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ДОО).
Для занятий физической культурой характерны :
1) Частота-не менее трех раз в неделю, с постоянным составом участников, по четко определенному в начале учебного года расписанию, при отсутствии у детей медицинских противопоказаний;
2) Продолжительность-согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» :
-в младшей группе-15 мин,
-в средней группе-20 мин,
-в старшей группе-25 мин,
-в подготовительной к школе группе-30 мин;
3) оборудование специального место проведения в помещении и на открытом воздухе;
4) круглогодичная организация занятий для детей пяти-семи лет на открытом воздухе не менее одного раза в неделю (в теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия для всех возрастных групп рекомендуется проводить на открытом воздухе);
5) наличие у детей спортивной одежды (при занятии на улице-соответствующей погодным условиям);
6) деление на три основные части : подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
Кроме того, в ДОО могут проводиться занятия физической культурой по дополнительным общеразвивающим программам для отдельных групп воспитанников. Обычно эти занятия строятся на основе выполнения упрощенных форм спортивных упражнений (например, футбола, гимнастики, легкой атлетики).
К ежедневным малым формам занятий физическими упражнениями в ДОО относятся : утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после дневного сна, физкультпауза, физкультминутка.
Основная цель этих занятий-оперативное (текущее) управление физическим состоянием детей. В силу своей кратковременности они, как правило, не решают задач развивающего характера.
Для малых форм занятий характерны :
-относительно узкая направленность двигательной деятельности детей при решении частных задач (например, повышение мышечного тонуса);
-незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 10-15 мин);
-отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т. е. подготовительной, основной и заключительной частей (например, физкультурные минутки);
-невысокий уровень функциональных нагрузок.
Утренняя гимнастика проводится до завтрака. Ее продолжительность составляет 8-10 минут.
Основные задачи :
-умеренное повышение мышечного тонуса;
-обеспечение аэробного режима энергообеспечения повседневной двигательной деятельности при переходе от состояния покоя.
Закаливающие процедуры после дневного сна относятся к оздоровительным мероприятиям, повышающим адаптацию организма к неблагоприятным средовым и в первую очередь метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции. Их продолжительность составляет примерно 10 мин.
Во время закаливающих процедур проводятся:
-разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием-для дополнительной тренировки голосового аппарата;
-подвижные игры на развитие воображения и элементов творчества;
-разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов для развития прежде всего координационных возможностей;
-различные виды ходьбы, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве;
-упражнения с использованием специального оборудования для укрепления и развития свода стопы.
Физкультпауза и физкультминутка проводятся на занятиях с повышенной умственной деятельностью (развитие речи, математика и др., чтобы обеспечить:
-оптимизацию динамики оперативной работоспособности;
-профилактику неблагоприятных влияний умственного утомления на организм ребенка.
Продолжительность этих занятий физическими упражнениями составляет 1,5-2 мин.
Принципиальное отличие физкультминутки от физкультпаузы состоит в том, что первая оговаривается заранее при планировании умственной деятельности, а физкультпауза может быть проведена спонтанно при необходимости (например, при более раннем утолении детей).
К крупным формам занятий физическими упражнениями относятся : организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулках, во время физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.
Характерные особенности этих занятий :
-умеренность нагрузки без кумулятивного (накапливающегося) утомления;
-отсутствие жесткой регламентации;
-свободное варьирование поведения.
Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулках является ежедневной и наиболее продолжительной.
Во время организованных подвижных игр, пешеходных прогулок и индивидуальной работы с ребенком педагог осуществляет углубленное обучение, закрепление и дальнейшее совершенствование техники физических упражнений, прежде всего основных видов движений.
Для самостоятельной двигательной деятельности должна быть создана развивающая среда-оборудование детских площадок объектами для активных движений (горками, лесенками, бревнами и пр.). Однако следует помнить, что для их безопасного использования от детей требуется определенная «физкультурная грамотность» и самоконтроль.
Физкультурные досуги (развлечения) традиционно проводятся ежемесячно во второй половине дня без предварительной подготовки детей. На досугах (развлечениях) осуществляется закрепление двигательных умений выполнения физических упражнений, разученных за последние четыре недели, чаще всего игровым и (или) соревновательным методом.
Продолжительность досугов может составлять:
-в младшей и средней группе-20-30 мин,
-в старшей группе-35-40 мин,
-в подготовительной к школе группе-40-50 мин.
Физкультурные праздники-самая сложная форма занятий физическими упражнениями, так как требует большой предварительной работы по подготовке как детей, так и самих педагогов. Праздники проходят на свежем воздухе летом и зимой для большого количества дошкольников (как минимум, детей одного возраста) и с возможным привлечением родителей.
Их продолжительность составляет от 45 до 1 часа.
Всероссийский день здоровья детей (7 апреля) объявлен решением правительства РФ. Цель-«формирование и развитие у детей представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, привлечение внимания общества к понятой проблеме сохранения и укрепления здоровья детей» (письмо Министерства образования РФ №27/2573 от 3 февраля 2003 г.). Данная цель соответствует формированию физической культуры ребенка начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения различных форм сохранения своего здоровья и их активного самостоятельного применения.
Таким образом, сочетание различных форм занятий физическими упражнениями позволяет :
-развивать физические и интеллектуальные способности дошкольников;
-обеспечивать необходимую двигательную активность;
-формировать навыки здорового стиля жизни;
-осуществлять социальную адаптацию детей.
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)-несложные в техническом отношении двигательные действия, которые используются в различных формах занятий физкультурой. ОРУ являются основой двигательной подготовки, так как обладают рядом преимуществ:
-относительно просты в выполнении и легко дозируются;
-двигательные действия телом и отдельными его частями могут сочетаться в различных вариантах;
-направленно и избирательно воздействуют на определенные группы мышц;
-формируют правильную осанку;
-разнообразны: степень напряжения мышц, скорость, амплитуда и направление движений;
-возможна смена исходных и конечных положений;
-возможно постепенное усложнение-в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности детей;
-эффективны при использовании различного инвентаря и оборудования;
-входят в состав практически всех форм занятий физкультурой.
ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, подбирая упражнения для различных частей тела в последовательности: руки и плечевой пояс, туловище, ноги и тазовый пояс, все тело.
В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеч.
В группе «упражнения для ног и тазового пояса»-для стоп, голеней, бедер.
В группе «упражнения для туловища»-для мышц передней или боковой поверхности туловища.
ОРУ также можно классифицировать по суставным движениям: сгибания, разгибания, приведения, отведения, круговые движения, повороты.
Основой комплексов являются следующие упражнения и их разновидности :
-потягивание с выпрямлением;
-наклоны туловища вперед, назад, в сторону;
-повороты
-круговые движения руками, туловищем;
-маховые движения руками и ногами;
-приседания;
-поднимание ног или туловища в положении сидя и лежа;
-прыжки (подскоки) многократные;
-ходьба и бег на месте.
ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках. Детям младшего возраста удобнее встать в круг, взявшись за руки.
Особая роль в выполнении ОРУ детьми дошкольного возраста отводится музыкальному сопровождению, которое:
-воздействует на эмоции, создает определенное настроение;
-влияет на выразительность детских движений, содействуя увеличению амплитуды движений или вызывая их сдержанность, четкость в исполнении.
Музыкальное сопровождение помогает освоить ритмический рисунок движения:
-в младшей группе аккомпаниатор подстраивается под действия детей ( например: наклонились-выпрямились);
-в средней группе дети должны подстраиваться под ритм музыки на два счета ( например: 1-руки вверх, 2-руки вниз);
-в старшей группе ритм увеличивается на четыре счета ( например: 1-руки в стороны, 2-руки вверх, 3-руки в стороны, 4-руки вниз);
-в подготовительной к школе группе ритм может быть увеличен от 1 до 8 под фонограмму детских музыкальных произведений.
Эффективность ОРУ повышается при использовании различных предметов (гимнастическая палка, скакалка, веревки, мячи, обручи, кегли, кубики, флажки и т. д., раздача которых может выполняться:
-до построения для выполнения упражнений (например, по ходу в колонне по одному);
-после построения;
-предметы могут обозначать место для каждого ребенка (разложены заранее на площадке).
ОРУ не являются для детей сложной двигательной задачей. В основном используется метод целостного конструктивного упражнения. Наиболее эффективен способ одновременного показа и объяснения упражнения.
Особое внимание необходимо уделять устранению ошибок:
-в исходных и конечных положениях (постановке ног и расположении рук);
-по направлению движения (например, маленькие дети не наклоняются за предметом, а приседают к нему);
-по лишнему напряжению мышц, не участвующих в движениях.
Примерное количество упражнений для детей двух лет-4; трех лет-5; четырех лет-5-6; пяти лет-6-8; шести лет-8-10. Педагог может дать указание прекратить выполнять упражнение ребенку, если ему трудно делать его со всеми вместе.
Дыхание тесно связано с движениями. При расширении грудной клетки при движениях руками в стороны, разгибании туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах-выдох. Для контроля дыхания детей при выполнении упражнений используются специальные слова.
Запись ОРУ ведется в соответствии с принятой в гимнастике терминологией:
-исходное положение в следующей последовательности: тело (стоя, сидя, лежа, ноги (вместе, на ширине стопы, на ширине плеч, руки (вдоль туловища, в стороны, вверх, предметы (обруч на полу, кубики в руках);
-последовательность (направление, амплитуда) движения тела, рук и ног;
-ритм движения (обозначается арабскими цифрами, например: 1-присесть, 2-выпрямится);
-сочетание фаз дыхания с частями упражнения ( например: наклоны-выдох, контрольное слово «вниз»).
Для детей дошкольного возраста название ОРУ может сравниваться с каким-нибудь образом, например: гуси, велосипед. При описании способа выполнения упражнения могут использоваться образные сравнения. Например, вместо «подскоки на месте»-«прыгаем как зайчики» или вместо «руки вперед-назад»-«показали погремушки-спрятали».
Таким образом, общеразвивающие упражнения являются основой физической культуры ребенка, системой знаний, двигательных умений и навыков.