Екатерина Прохорова
Гигиена умственного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Соблюдайте гигиену умственного труда ребенка.
Умственный труд — серьезная нагрузка для неокрепшего детского организма. Успешная учеба возможна лишь при соблюдении строгого режима, предусматривающего определенное время для труда и отдыха. Если ребенок приступает к работе не в одно и то же время, откладывает трудные задания «на потом», — он быстрее устает и менее производительно работает.
Публикация «Гигиена умственного труда» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Работая за письменным столом, ребенок быстро утомляется, поэтому не следует перегружать малыша однообразной сидячей работой (в день не более 1,5—2 часов). Через каждые 30 — 35 мин. работы делайте перерывы на 10—15 минут. В перерыве проделайте несколько физических упражнений и упражнения на расслабление.
Начиная подготовку к школе, следует позаботиться и о рабочем месте ребенка и особенно внимательно отнестись к организации освещения уголка школьника. Стол следует расположить так, чтобы как можно больше использовать естественное освещение. Именно оно сохраняет остроту зрения и способствует лучшей концентрации внимания. Свет должен падать слева спереди. Желательно, чтобы верхняя крышка рабочего стола была матовой фактуры. Предметы, расположенные в поле зрения ребенка, не должны быть слишком блестящими и пёстрыми. Убирайте со стола все лишнее, особенно если у вас чересчур активный ребенок.
При использовании искусственного освещения настольную лампу устанавливайте непосредственно на рабочем месте так, чтобы свет от нее падал слева спереди сверху, тогда при письме тень от руки не будет заслонять работу.
Включив местное освещение, не выключайте общий свет, иначе глаза будут быстро уставать. При чтении старайтесь, чтобы книга или журнал лежали наклонно на расстоянии 30—35 см от глаз.
Умение слышать слово
С чего начать занятия по обучению грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.
Но как это сделать? Когда мы знакомим ребенка с каким-то предметом, мы даем ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его свойства. А как же быть со словом, которое исчезло, как только мы его произнесли?
Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребенка переключилось со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь, конечно, опять придет игра.
Поиграем с малышом в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», — отвечают дети. «Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук.
Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!»
Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука "з" можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука "ш" — с шелестом листьев, быстрое повторение звука "п" — с пыхтением ежика. Поиграйте с малышами в эти звуковые игры. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых «звенит комарик», «работает мотор» (р-р-р).
Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться.
Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, шипящие, свистящие). Гораздо труднее выделить такие звуки, как "б", "п", "д", "т". Но очень важно, чтобы в ваших занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались. Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука ("ж-ж-жук", с большим трудом будут переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть.
Вам придется самим поупражняться, научиться интонационно, подчеркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.
Не сердитесь, если не все сразу будет получаться, радуйтесь вместе с ребенком его успехам, поощряйте его, расскажите другим членам семьи о его достижениях — и вы увидите, как с каждым занятием будет увеличиваться запас слов ребенка, а главное, будет расти его желание заниматься.