Верюжская Марина
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук [э]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: познакомить детей со звуком и буквой Э, учить выделять звук из потока гласных звуков. упражнять в определении места звука [э] в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры и делении на слоги. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление. Воспитывать умение слушать инструкцию педагога.
Оборудование: предметные картины, символ звука [Э], фасоль.
Ход занятия:
Вводная часть.
I Организационный момент:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Гласный звук [э]“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II. Основная часть.
Знакомство со звуком [Э].
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке :
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Педагог показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Э] :
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;
- горлышко «работает».
Педагог показывает детям символ звука [Э] и дает характеристику звука. Звук [Э] – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [Э].
Д/у «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э]» :
Э, а, у, э, о, э, и; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Д/у «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов) :
птэ – ктэ – бдэ – гдэ
ктэ – бдэ – гдэ - птэ
Д/и «Четвертый лишний»
автобус, эхо, апельсин, арбуз;
этаж, электровоз, экран, улитка;
Эмма, Элеонора, Элла, Эдик.
Физкультминутка
Эскалатор вверх везет – поднять руки вверх
Эскалатор вниз спускает – присесть
Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки
Эскимо купи у нас – развести руки в стороны
Д/ игра с мячом «Где живет звук?». Определение позиции звука [Э] в слове. поэт, экран, эмблема, этажерка, эскимо.
Д/у «Повтори». Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление на слоги, объяснение значение слова: эскадра, эквилибрист, электросварщик, экипаж, электроприборы, экскурсовод,эвкалипт, элеватор.
Д/и «Чего не стало?» (по предметным картинкам со звуком [э] : эскимо электричка, страус эму, эмблема, экскаватор).
Знакомство с буквой Э
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
- На что похожа буква Э?
Выкладывание буквы из фасоли.
Составление предложений со словом «Эскимо». Подбор определений.
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
- С каким звуком, и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука [Э]. Что больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным? Вы молодцы!
Список литературы
Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической. стороны речи у старших дошкольников. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.