МААМ-картинки

Внеклассное мероприятие «Фразеология вокруг нас»

Надежда Вокуева
Внеклассное мероприятие «Фразеология вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;

уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов;

развивать творческие способности и образное мышление;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.

Оборудование:

фразеологический словарь,

мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер,

презентация.

Публикация «Внеклассное мероприятие „Фразеология вокруг нас“» размещена в разделах

Ход урока

1. Организационный момент (слайд № 1)

Презентация.

Мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и образной. Поэтому цель нашего сегодняшнего мероприятия заключается в следующем: в умении находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.

2. Устный опрос.

- прочитайте, какие сочетания слов мы называем фразеологизмами?

Ответы учащихся: (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения).

(слайд № 2)

Упражнение 1. (слайд № 3, презентация)

-Сгруппируйте фразеологизмы по значению : бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в 3 колонки. (Читаем)

Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

-Откуда появились фразеологизмы. Знаете ли вы источники происхождения фразеологизмов?

(Учащиеся называют источники происхождения фразеологизмов)

- Ребята, нам встретились новые фразы, давайте дадим толкование тем из них, значение которых вам непонятно.

(слайды № 4,5, 6, презентация) по самостоятельно найденным источникам. Далее идет выполнение упражнения, взаимопроверка (слайд № 7, презентация)

Упражнение 2 (слайд № 8, презентация)

-Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.

Не бросать слов на ветер

легкомысленный

Заячья душа

зазнаваться

Мухи не обидит

приуныл

Ветер в голове

добрый

Вылетело из головы

не говорить впустую

Повесил нос

трусливый

Задирать нос

забыл

(Самопроверка, слайд № 9, презентация)

- В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Мы с вами уже говорили о том, что в русском языке существует явление антонимии и синонимии фразеологизмов. (Повторение понятий)

Упражнение 3 (слайд № 10, презентация)

- Образуйте антонимические пары фразеологизмов.

Засучив рукава -

Душа в душу -

Рукой подать -

Душа нараспашку -

Зарубить на носу -

(Опустив рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).

(Выполнение упражнения, взаимопроверка, (слайд № 11, презентация)

Упражнение 4 (слайд № 12, презентация)

- Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к школьному фразеологическому словарю и дадим толкование этого фразеологизма.

(Учащиеся работаю с фразеологическим словарем)

Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду,

голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума,

ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать,

в огонь и в воду.

(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)

(Проверка, слайд № 13, презентация)

 5. Работа с текстом (работа в паре). (Слайд № 14)

- Перед вами текст, который придумала для вас я. Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их значение. (слайд № 15, презентация).

Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится.

(Проверка, слайд № 16, презентация).

- Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики, что-нибудь изменится?

(Ответы учащихся о роли фразеологизмов в речи)

6. Творческая работа (сочинение-миниатюра). (Слайд № 17)

- А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему " Мой дорогой человек:". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т. д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения. Возможно, этот лист нашей электронной тетради (слайд № 18, презентация) поможет вам в выборе метких выражений.

Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие»Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие» Обобщение тем, пройденных на уроках музыки. Подготовила учитель музыки Высшей категории : Грипас Елена Михайловна Качарская СШ №1 Тип мероприятия.

Внеклассное интерактивное мероприятие для 4 класса «Хлеб — наше богатство» Пояснительная записка Методическая разработка внеклассного интерактивного мероприятия «Хлеб – наше богатство» предназначена для учащихся.

Внеклассное мероприятие для учащихся 1–9 класса «Мама и я», посвященное Дню матери ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ МАТЕРИ Игра «Мама и я» Автор - Иванова Е. Н. Цель: 1. Формирование.

Внеклассное мероприятие «Блокадный Ленинград в живописи» БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД В ЖИВОПИСИ 27 января 2019 года исполнилось 75 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда.

Внеклассное мероприятие «Права ребёнка» в 4 классеВнеклассное мероприятие «Права ребёнка» в 4 классе Гаджибагандова Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 2" г. Каспийска РД Внеклассное мероприятие "Права ребёнка" (4 класс).

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Твори добро!» Тема: Твори добро. Учитель Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. Ученики Слово это.

Внеклассное мероприятие в 10 классе по МХК «Перекресток эпох» «Перекресток эпох» внеклассное мероприятие по МХК в 10 классе Цель: выявление тесных связей в искусстве двух исторических периодов, разделенных.

Внеклассное мероприятие в 3 классе. Игра «Самый умный» МКОУ «Торгунская СШ» Разработка внеклассного мероприятия «Самый умный» по русскому языку для учащихся 3 класса Киратова.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Зимующие птицы» Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы» Боброва Нина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Летяховская СОШ Цели: 1. Вызвать сочувствие.

Внеклассное практическое мероприятие по ПДД для 1–4 классов на автоплощадке МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ЛОХВИЦЫ ФИЛИАЛ НЕКРАСОВСКИЙ Внеклассное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие «Фразеология вокруг нас»
Опубликовано: 18 января 2021 в 18:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное мероприятие «Фразеология вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Вокуева (УИ 1174290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД