Надежда Вокуева
Внеклассное мероприятие «Фразеология вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов;
развивать творческие способности и образное мышление;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.
Оборудование:
фразеологический словарь,
мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер,
презентация.
Публикация «Внеклассное мероприятие „Фразеология вокруг нас“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Фразеологизмы. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Ход урока
1. Организационный момент (слайд № 1)
Презентация.
Мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и образной. Поэтому цель нашего сегодняшнего мероприятия заключается в следующем: в умении находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.
2. Устный опрос.
- прочитайте, какие сочетания слов мы называем фразеологизмами?
Ответы учащихся: (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения).
(слайд № 2)
Упражнение 1. (слайд № 3, презентация)
-Сгруппируйте фразеологизмы по значению : бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в 3 колонки. (Читаем)
Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.
-Откуда появились фразеологизмы. Знаете ли вы источники происхождения фразеологизмов?
(Учащиеся называют источники происхождения фразеологизмов)
- Ребята, нам встретились новые фразы, давайте дадим толкование тем из них, значение которых вам непонятно.
(слайды № 4,5, 6, презентация) по самостоятельно найденным источникам. Далее идет выполнение упражнения, взаимопроверка (слайд № 7, презентация)
Упражнение 2 (слайд № 8, презентация)
-Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.
Не бросать слов на ветер
легкомысленный
Заячья душа
зазнаваться
Мухи не обидит
приуныл
Ветер в голове
добрый
Вылетело из головы
не говорить впустую
Повесил нос
трусливый
Задирать нос
забыл
(Самопроверка, слайд № 9, презентация)
- В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Мы с вами уже говорили о том, что в русском языке существует явление антонимии и синонимии фразеологизмов. (Повторение понятий)
Упражнение 3 (слайд № 10, презентация)
- Образуйте антонимические пары фразеологизмов.
Засучив рукава -
Душа в душу -
Рукой подать -
Душа нараспашку -
Зарубить на носу -
(Опустив рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).
(Выполнение упражнения, взаимопроверка, (слайд № 11, презентация)
Упражнение 4 (слайд № 12, презентация)
- Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к школьному фразеологическому словарю и дадим толкование этого фразеологизма.
(Учащиеся работаю с фразеологическим словарем)
Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду,
голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума,
ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать,
в огонь и в воду.
(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)
(Проверка, слайд № 13, презентация)
5. Работа с текстом (работа в паре). (Слайд № 14)
- Перед вами текст, который придумала для вас я. Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их значение. (слайд № 15, презентация).
Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится.
(Проверка, слайд № 16, презентация).
- Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики, что-нибудь изменится?
(Ответы учащихся о роли фразеологизмов в речи)
6. Творческая работа (сочинение-миниатюра). (Слайд № 17)
- А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему " Мой дорогой человек:". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т. д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения. Возможно, этот лист нашей электронной тетради (слайд № 18, презентация) поможет вам в выборе метких выражений.
Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.