Лапина Лия Анатольевна
Фотоотчёт «Праздник светлой Пасхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Праздник светлой Пасхи»
Публикация «Фотоотчёт „Праздник светлой Пасхи“» размещена в разделах
в подготовительной группе детского сада
Актуальность проекта: Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами.
Проблемные вопросы:
1. Как появился праздник Пасхи?
2. Как возник обычай красить и дарить яйца?
Направление проекта: русские народные праздники
Вид проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя)познавательно-творческий
Время реализации проекта: 17.04.2017-24.04.2017г
Цель проекта: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
• Расширить кругозор детей о русской народной культуре через знакомство с христианским праздником Пасхой и пасхальными играми.
• Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.
• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасха.
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.
• Учить рисовать растительный или геометрический узор на объёмной форме (яйцо); развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров.
• Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
• Выявление проблемы.
• Определение целей и задач проекта.
• Организация работы над проектом:
o Подбор детской художественной литературы для чтения.
o Подбор презентаций для просмотра.
o Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
o Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
o Разучивание с детьми пасхальных песен, хороводов, игр, стихов, закличек.
o Подготовка конспектов для проведения непосредственно-образовательной деятельности и праздника
o Подбор материала для детского творчества.
2 этап. Основной.
o Проведение с детьми бесед на тему «Что такое Пасха», «Почему мы красим яйца?»
o Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
o Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
o Рассматривание картин, просмотр видеофильмов и презентаций.
o Оформление выставки «Пасхальное яйцо».
o Проведение НОД «Светлое Воскресение Христово».
3 этап. Заключительный.
• Знание песен, стихов, игр к празднику.
• Выставка «Пасхальное яйцо»
• Праздник «Пасха Светлая»
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Цветочки», родители, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель.
Продукт проектной деятельности:
• Показ презентации.
• Выставка детских работ «Пасхальное яйцо»
• Праздничное развлечение «Пасха Светлая».
• Консультация для родителей «Православный праздник Пасха»
Степень применения проекта: возможность использования проекта в средней и старшей группах, размещение на страницах сайта ДОУ.
Работа с родителями:
• Консультация «Православный праздник Пасха»
• Информационный материал «Окраска пасхальных яиц»
• Конкурс поделок «Пасхальное чудо»
Работа с детьми
Образовательная область
Мероприятия
1 «Физическое развитие»
Подвижные народные игры «Солнышко»,
«Летели две птички», «Звонари»
Беседы по правилам пасхальных игр,
2 «Социально-коммуникативное развитие»
Выставка детских работ «Пасхальное яйцо»
3 «Познавательное развитие»
Беседы с детьми «Что такое Пасха», «Почему мы красим яйца?»
Проведение НОД по теме «Светлое Воскресение Христово».
Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий в свободной деятельности.
Просмотр мультфильмов «Обетование Пасхи», «Пасха в стране кроликов»
Познавательное развитие.
Тема: «В гости пасха к нам пришла»
4 «Речевое развитие»
Рассказ о христианском православном празднике Пасха
Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи.
НОД по развитию речи: «Неделя Светлой Пасхи»
5 «Художественно-эстетическое развитие»
• Раздел Изобразительное искусство
Декоративное рисование «С кистью и краской готовимся к Пасхе»
Аппликация «Пасхальный кулич»
Раскраски на тему:
«Светлый праздник Пасхи!».
• Раздел Чтение художественной литературы
Чтение стихов посвящённых Пасхе и заучивание наизусть:
«Пасхальный Благовест» С. Есенин;
«Христос Воскрес!» А. Майков;
Закличка «Солнышко».
Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Пасху.
Чтение «Легенда о христовом жаворонке» Л. Зилов.
Итоговое мероприятие – изготовление пасхального яйца (украшение бисером, пайетками, мелкими украшениями).
Акция: Сбор денег на приобретение колоколов путём продажи детских поделок
Посещение церкви, передача собранных денег старосте церкви.
Ожидаемые результаты.
• У детей повысится интерес к возрождению русских народных традиций, а так же они будут обладать знаниями о возникновении праздника Пасха и религиозных обычаев.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
• Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
• Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
Консультация для родителей
Наступает светлый праздник Пасха!
Пасха - день Воскресения Иисуса Христа - Праздников Праздник.
Существует очень красивое предание, поясняющее, откуда пошла традиция здороваться на Пасху особым приветствием - красить яйца и дарить их друг другу. Во времена римского владычества люди, приходившие к императору с просьбой, обязательно должны были принести с собой что-либо в дар. Кто побогаче несли золото, а бедняки - что было в хозяйстве. И вот весть о воскресении Иисуса Христа императору Тиберию решила донести Мария Магдалина. В дар она не могла принести ничего, кроме белого яйца. "Христос воскрес!" - воскликнула она, сообщая императору новость, и протянула свой подарок. Тиберий презрительно ответил, что в такую несусветную глупость, как воскрешение Иисуса, он поверит, только если вот это белое яичко непременно станет красным. И свершилось чудо! Прямо в руках императора белое яйцо стало ярко-алого цвета. Тогда потрясенный владыка воскликнул: "Воистину воскрес!" Отсюда и пошёл известный нам обычай приветствия на Пасху.
Воскрешение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств: всё воскресает и возрождается к жизни. Поэтому на Пасху часто преподносят множество живых и бумажных цветов, разноцветных яиц, разукрашенных цветными помадками и глазурью куличей.
Пасхальные подарки должны хоть чем-нибудь напоминать о воскресении, обновлении, плодородии. На Пасху детям, как символу продолжения жизни, принято уделять внимания больше всего.
Традиционно в этот день происходит как бы два ритуала.
Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах при огромном стечении верующих, выстроен по канонам христианских обрядов
Второй - всенародная радость. Люди ходят друг к другу в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день вместо традиционных светских приветствий люди произносят: "Христос воскрес! обязательно слышат в ответ: "Воистину воскрес!» При этом необходимо в знак братской любви и всепрощения обязательно целовать друг друга.
Праздничные встречи на Пасху отмечались пиром - подлинно праздничным застольем, где главным угощеньем были специально испеченные куличи (из сдобного теста или из творога, часто их называют так же, как и сам праздник, пасхами) и сваренные вкрутую и окрашенные в разные цвета куриные яйца.
Яйца, сплошь покрытые краской, называются крашенками.
Но есть яйца, разрисованные вручную: с узорами, картинками, надписями. Они называются писанками.
Вообще Пасха — время, когда люди дарят друг другу подарки. Прежде всего, это особенные подарки для детей, подкладываемые родителями в специально пророщенную в горшочках травку. Родители обычно кладут туда подарки тайком, а затем говорят детям, что их принес для них зайчик или жаворонок. На Пасху дети обязательно посещают своих крестных родителей и приносят им подарки, желательно изготовленные своими руками.
Веселые застолья и поздравления с вручением подарков и составляют традиционное содержание этого ритуала.
• Поговорите с ребенком о празднике
• Попробуйте вместе с ребенком приготовить пасхальный кулич, на крайний случай, это можно сделать в «песочнице».
• Покрасьте с ребенком яйца. Эффект «волшебства» вызывает восторг у малышей. Дайте ребенку восковые мелки, пусть он творит свою собственную «писанку».
• Поиграйте всей семьей в традиционные пасхальные игры, в которые сможет играть даже Ваш малыш:
Катание яиц.
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладываликрашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.
Поиск пасхальных яиц.
С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»).
Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.
Чоканье яйцами.
Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!
Эстафета с яйцом.
Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде.
Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.
Найди наперсток.
Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих.
Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.
Фанты.
Обычно фанты, если их не придумать заранее, бывают довольно однообразными: спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать, рассказать анекдот. Но если подготовиться заранее, можно придумать много интересного: инсценировать дрессировщика и дрессированное животное, изобразить собственной фигурой какую-нибудь знакомую картину, сочинить частушку о сегодняшнем вечере, при помощи пантомимы рассказать о событии, известном всем присутствующим, и т. д.