Млада Сидорова
Фоторепортаж «Путешествия по России. Кинешма и Плёс»
▼ Скачать + Заказать документы
Фоторепортаж «Путешествия по России. Кинешма и Плёс»
Сегодня мы с вами из города Кострома отправимся в 2 небольших городка Ивановской области.
Первый из них - город Кинешма – один из самых древних промышленных центров Верхнего Поволжья. Первое упоминание о поволжском городке Кинешма относится к первой трети XV века.
Публикация «Фоторепортаж „Путешествия по России, Кинешма и Плёс“» размещена в разделах
Сегодня этот старинный провинциальный населенный пункт является вторым по величине в Ивановской области. Развитию его способствовало его интересное местоположение – он расположен на правом берегу великой русской реки-матушки Волги, в том месте, где в неё впадают воды небольшой речки Кинешменки. Обилие воды отражено в названии города: слово Кинешма – топоним финно-угорского происхождения и обозначает «Тихая вода» или «Тихая, спокойная гавань». Кинешму прославили художник Борис Кустодиев и драматург Александр Николаевич Островский. Живописец изобразил ее на одной из своих картин, а Островский создал здесь свою великую «Грозу» и другие известные пьесы.
Центральная площадь города носит имя Революции. Она отличается большими размерами, нехарактерными для провинциального городка. Исторически она являлась центром городской жизни и носила название Базарная площадь. Как понятно из названия, здесь были торговые ряды, два корпуса которых – Красный и Белый – сохранились до наших дней. Сегодня тут сосредоточены исторические и архитектурные объекты.
Площадь Революции интересна не только своим обликом, но и уникальным холмистым рельефом, который придает ей «изюминку».
На площади Революции установлен самый известный скульптурный памятник Кинешмы, отсылающий к истории периода Смутного времени. На коне восседает почетный горожанин Федор Васильевич Боборыкин – боярский сын и воевода, возглавивший городское ополчение, оборонявшее полис в борьбе с поляками в начале XVII века, и погибший в бою.
Кинешемским Кремлем называют Вознесенскую церковь, расположенную на Центральной площади. Приход этот летний, возведенный в 70-х годах XVIII века в духе древнерусской храмовой архитектуры.
На городской площади Революции можно лицезреть краснокирпичное здание торговых рядов, привлекающее любопытным внешним обликом. Это образец архитектурной эклектики конца XIX века. В архитектурном стиле причудливо переплелись «модерн» и элементы романской архитектуры. Оригинальность строениям придает то, что они врезаны в склон Соборной горы.
Кинотеатр – популярное место досуга горожан, как сегодня, так и в предыдущие исторические эпохи. Кино «Пассаж» не случайно попало в список достопримечательностей Кинешмы. Здание его возведено в 1908 г. стараниями купца Тихомирова, с первых же дней существования в нём разместились синематограф, ресторан и торговые лавки.
На живописном берегу Волги возвышаются два соборных комплекса – Троицкий и Успенский, составляющие единый архитектурный ансамбль, который также включает в себя колокольню и дом священника. Храмы считаются красивейшими церковными сооружениями Ивановской области, они были возведен в первой половине XVIII века и являются образцами архитектуры классицизма. Здесь хранится икона Божьей Матери, написанная в эпоху правления царя Михаила Романова, она считается главной местной реликвией
Волжский бульвар – пешеходная улица, протянувшаяся на 800 метров по берегу реки Волги, имеющая важное историческое и эстетическое значение. В XV веке здесь сооружен земляной вал, служивший городской крепостью. Именно отсюда началась каменная застройка Кинешмы.
Волжский бульвар – излюбленное место прогулок горожан и туристов. Он помнит шаги Островского и Кустодиева – прогуливаясь здесь, они вдохновлялись на создание своих произведений.
На момент нашего приезда здесь проводился ремонт, но и он не помешал оценить прекрасные виды на реку.
Начавшийся дождь заставил нас сбежать и продолжить путь к следующему городку - Плёсу.
Городок Плёс сам по себе невероятно маленьких размеров (общая площадь — 3 кв. км, один из самых маленьких городов России, и обойти его весь не составит никакого труда даже за день. Плёс, основанный в 1410 году князем Василием I как военное укрепление, в наши дни известен в основном как место, где можно воочию увидеть те роскошные русские пейзажи, что так манили знаменитого художника Исаака Левитана и его друзей. Именно благодаря их полотнам виды Плёса стали известны всему миру, что превратило крохотный волжский городок в настоящий туристический центр русского Золотого Кольца.
Соборная гора (второе название — Гора Свободы) расположена в самом сердце городка и представляет собой интересный ландшафтно-исторический объект. Гора увенчана относительно ровным плато, где во времена князя Василия Темного находилась деревянная крепость, а сейчас располагаются Успенский собор, бюст Василия I и Плёсский государственный музей-заповедник.
Гора Левитана
Изначальное название этого приволжского холма – Петропавловская гора, свое нынешнее имя она получила в честь знаменитого художника Исаака Левитана, прославившего в своих работах Плёс и потрясающие русские пейзажи. Художник провел на горе немало времени, написав здесь несколько своих самых знаменитых полотен. На горе установлен памятник Левитану – художник изображен стоящим перед мольбертом и поглощенным работой.
Деревянная Воскресенская церковь «Над вечным покоем»
Ранее на этом месте возвышалась небольшая деревянная церковь XVI века (по легенде, именно ради этого живописного храма Левитан решил остановиться в Плёсе). К сожалению, та церковь сгорела в 1903 году, и спустя 80 лет на ее месте установили точно такой же храм, перевезенный из села Бирюково Ильинского района Ивановской области.
Церковь Святой Варвары
Благодаря своей высокой колокольне и расположению на высоком берегу, эта церковь первой бросается в глаза тем, кто прибывает в Плёс по воде. В наши дни пейзаж волжского берега и церкви остается ровно таким, каким он был запечатлен Левитаном на картине «Вечер. Золотой Плёс» в 1890 году.
Архитектурный ансамбль Троицкой и Введенской церквей находится на въезде в Плёс.
Воскресенская церковь
Эта церковь была построена в 1817 году в честь победы над Наполеоном. Нынешний каменный храм расположен на торговой площади города – в том месте, где ранее находились две деревянные церкви. Архитектурно Воскресенская церковь представляет собой смешение двух стилей: позднего классицизма и ярославской храмовой архитектуры XVII века.
Памятник Исааку Левитану
В жизни и творчестве Левитана Плёс занимает особое место – именно здесь «мастер меланхоличного пейзажа» провел на пленэре три сезона (1888-1890, превратив прежде мало кому известный волжский городок в популярное место отдыха и туризма. В Плёсе Левитан написал более 20 больших полотен, среди которых такие шедевры как «Над вечным покоем», «На Волге», «Золотой Плёс» и другие. Памятник выдающемуся художнику был установлен в 1974 году рядом с его домом-музеем.
Скульптура «Дачница» была установлена в 2010 году в честь 600-летия города, напоминает о конце XIX века, когда Плёс был популярным местом для летнего дачного отдыха. Также скульптуру связывают с Софьей Кувшинниковой. Известная в светских кругах Софья Петровна Кувшинникова создала в небольшой квартирке в Москве салон, куда заглядывали А. П. Чехов, И. Я. Репин и другие известные в художественной и богемной среде люди. Кувшинникова была радушной хозяйкой, близким другом и музой Исаака Левитана, с которым приезжала в Плёс. Софья музицировала для художника во время написания картин, исполняя его любимого Бетховена, и была его главным вдохновением. Есть версия, что близкий друг Левитана, А. П. Чехов, недолюбливал эту девушку и даже посвятил их союзу короткий рассказ «Попрыгунья», главными прообразами которого стали Исаак и Софья. Женщина имела сильный характер и не скрывала связь с художником, несмотря на разницу в возрасте и наличие мужа. Впоследствии Софья стала ученицей Левитана, почти все её картины разошлись по частным коллекциям.
Плёс завораживает и успокаивает своими тихими улочками с деревянными, покрытыми богатой резьбой домиками и уютной набережной Волги с её причалами и маленькими торговыми лавочками.