Людмила Рыбакова
Фотоочерк «Волшебный кокон шелковой нити» ко Дню знаний о бабочках на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
«Бабочки» в оформлении Торгового Центра в Москве.
(Фото-видео из личного архива путешествий).
Красива бабочка, прекрасна, мила и ветерку подвластна! Присуща грация, движенье, а также наше утвержденье: «что, вот она крылом махнула, была лишь миг и упорхнула». Всё, как и прежде, эфемерно отмерян век ее короткий: сначала бабочка она, потом и род продлить должна… На смену ей придет потомство - огромный гусениц отряд, что «потрудиться» будет рад лишь тем, что должен просто без перерыва, а для роста, как можно больше съесть, не пропуская лист и маленький листочек, не трогая коры, ветвей и почек. Затем, придет пора и им «скрываться» - тончайшей ниткой обмотаться в надежный кокон, а потом… Вновь бабочка откроет этот «дом» и полетит: мила, прекрасна, и ветерку, как пёрышко, подвластна!
Публикация «Фотоочерк „Волшебный кокон шелковой нити“ ко Дню знаний о бабочках на МAAM» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- День Знаний. 1 сентября
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
Узор персидского шелкового ковра (на выставке «ЭКСПО 2020»)
Бабочка тутового шелкопряда привлекла к себе внимание людей 5 тысяч лет тому назад. С этого времени в Китае дикая бабочка тутового шелкопряда стала «домашней», кокон научились «разматывать» в шелковую нить длинной более 1000 метров, изготавливать ткани, - секрет этого производства веками в Китае хранился, под страхом смерти.
Иранская мастерица при изготовлении шелкового ковра (на выставке «ЭКСПО 2020»)
Секрет был «рассекречен». В благоприятном климате Индии, Персии, Японии, Кореи, Узбекистана появились тутовые деревья, бабочки и производство собственного шелка.
Узор персидского шелкового ковра (на выставке «ЭКСПО 2020»)
Родившаяся бабочка совсем не голодна, пользуется запасами своего гусеничного воплощения. Полетав немного, откладывает до 800 яиц, умирает. Вылупившиеся личинки, находясь в постоянном поедании листвы шелковицы, набирают вес и форму, несколько раз линяют, превращаясь в гусеницу, потом она завивает себя в кокон, в нем формируется бабочка, она вылетает из кокона - и так по кругу.
Кокон шелкопряда, в котором гусеница превращается и бабочкой вылетает на свет.
Совсем другая жизнь у одомашненной тутово-шелкопрядной бабочки. Со временем, она стала больше по размеру, выносливее, дает нить в коконе длиннее и прочнее. На шелковой фабрике все стадии проходят своим чередом, сохраняя в наилучшем виде все условия жизни: комфорт температуры, обильное питание, расселение перед формированием кокона. За 3-4 дня гусеница свивает вокруг себя кокон. Через 8 дней кокон готов к раскручиванию. Здесь важно не дать бабочке повредить кокон, не дать ей вылететь.
Все коконы собирают, сортируют по цвету, форме, размеру; «больных» - утилизируют. Хорошие коконы заливаются кипятком.
Бабочка погибает. Может быть, поэтому Карл Линней при «Классификации растений и животных», Дикой бабочке шелкопряда дал название «Bambyx mandarina» - «шелкопряд китайский», а «Одомашненную» назвал «Bambyx morin» - «шелкопряд умирающий».
Потом коконы разделяют на группы по 6- 8 штук, помещая в отдельную ванночку. Чтобы найти «конец нити» каждого кокона, берут «малярную» кисть» и, вращая ею, конец нити, как магнитом, цепляется за ворс кисти. Мастерица берет все 6 – 8 ниточек, соединяя их в одну, присоединяет к общей бобине.
Все, что осталось внутри кокона, - расценивается, как хороший белок и используется в производстве косметических препаратов.
Нить получается очень тонкой, поэтому нити соединяют между собой до необходимой толщины.
Национальный китайский костюм
Узор персидского шелкового ковра.
Нитки сушат, красят, отдают на производство ткани, ковров.
Коконы «запутавшиеся» - идут на переработку. Их умело «раскрывают», растягивая по углам большого фанерного листа, накладывая слой за слоем, что впоследствии станет «китайским шелковым одеялом».
У каждого народа есть свое отношение к образу легкокрылой и грациозной бабочки, много примет и суеверий. Но больше тех, что связаны с красотой и вечностью Природы и Души человека.
В одном из павильонов «ЭКСПО 2020», представлена инсталляция «Путешествие во Времени», в которой маленькая девочка – бедуинка осторожно держит бабочку в руке, провожая взглядом её полет.
«Мир людей также подвижен и очень хрупок!».