Наталия Проскурина
Формы взаимодействия с родителями по созданию и развитию семейных, народных традиций.
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни - родители.
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Публикация «Формы взаимодействия с родителями по созданию и развитию семейных, народных традиций,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок в младшем дошкольном возрасте, является «народная культура», воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки) : «Самый пригожий!», «Баю-баюшки – баю…», «Я умываюсь», «Я одеваюсь», и т. д.
Народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ - здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры - естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку. Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.
В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери – как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей.
Мы уверены, в душе педагога должно быть место для родителей воспитанника. Мы должны понимать, что это те родители, которые нужны ребенку, что они самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар.
В настоящее время, как и педагоги, так и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование потребности здорового образа жизни.
Педагогические разработки по теме «Досуг - как средство формирования ЗОЖ» несут первоначальные установки на здоровый образ жизни, развитие творческих способностей детей. В дошкольном возрасте лучше всего это донести через русские народные подвижные игры, дидактические игры, сказки, развлечения, досуг совместно с родителями.
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре реализуется через дидактические игры: «Оденем куклу в русский народный костюм», домино «Русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку» и др.
К семейным народным традициям также относится соблюдение культурно-гигиенических навыков.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Эта взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения.
Таким образом, взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценностей из поколения в поколение.
Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остаётся места вредным привычкам, у ребенка постоянно формируется - «образ семьи».