Аида Кисиева
Современные формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы взаимодействия с родителями
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов)
Детство –это самая лучшая, беззаботная и неповторимая пора у каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку надежность, стабильность, формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Но без содружества с семьей невозможно сформировать нужные черты личности. Ведущая роль в формировании ребенка принадлежит педагогу, так как он по роду своей профессии хорошо знает методы воспитания, закономерности развития ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Современные формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Но как бы добросовестно ни работал педагог,как бы ни стремился дать всестороннее развитие детям, если он не знает о том, как их воспитывают в семье, он не добьется желаемых результатов. Вот почему он должен осуществлять всю работу в тесном контакте с семьей.
Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. Она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной и приобретает порой напряженный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с недоверием родителей к воспитателям и непониманием между семьёй и детским садом. И мы, воспитатели, нуждаемся в правильном выборе форм взаимодействия и сотрудничества с семьей для благотворного и дальнейшего общения. Поэтому вопрос выбора форм взаимодействия между семьей и детским садом требует дополнительного изучения. Как правило, способы взаимодействия между педагогами и семьей – это традиционные родительские собрания, семинары, практикумы, но сегодня все чаще используются и творческие подходы, такие как создание родительских клубов, устных журналов, праздничных акций, оздоровительно-физкультурных мероприятий, познавательных экскурсий, интеллектуальных игр.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установить доверие в отношениях с детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду, воспитать потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В настоящее время формы работы с родителями можно разделить на четыре категории: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные и досуговые.
К информационно-аналитическим формам относится анкетирование, опрос, «почтовый ящик».
Наглядно-информационные : родительские клубы, мини-библиотека; информационные стенды, газеты.
Познавательные: родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии.
Досуговые праздники; совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы –«почтовый ящик». Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично. А для лучшего познания семьи эффективными способами являются анкетирование и опрос.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд, где выставляется вся необходимая информация для них.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. По ходу проведения таких собраний, где родители выслушивали отчеты или поучительные беседы, пришли к выводу, что на такие встречи они собираются неохотно. Мы решили изменить формы и методы проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Такой подход требует от педагога большей подготовки, но и результат ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов. Благодаря такой форме родители охотнее посещают собрания.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Совместно с детьми родители принимают активное участие в праздниках «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Мамин праздник», «День смеха». С огромным интересом и охотой принимают участие в творческих конкурсах и выставках: «Внимание - дорога», «Разноцветная осень», «Удивительные животные», «Игрушки своими руками», «Морские обитатели», «В гостях у сказки», «Новый год и зимние забавы», «Пернатые друзья». И ещё другие творческие мероприятия, в которых, я думаю, родители будут с такой же активностью принимать участие в течении всего года.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и всего дошкольного учреждения.
К нетрадиционным формам работы с родителями относится семейный клуб. В основе его построение отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Учитывая занятость родителей используются такие формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в записке высказаться по поводу работы воспитателя или обратиться за помощью к специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо проблемы и предупредить о необычном поведении ребенка. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр, где требуется участие взрослого и общение родителей с детьми.
Семья и детский сад два составляющих, без которых не может быть гармоничного и полноценного развития детей. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия отношение родителей стало более динамичным. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Список литературы.
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/Г. А. Антипина, Л. М. Чупрова, Б. Н. Калараш//Воспитатель ДОУ. -2011.-№12.-с. 88-94
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
3. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
4 .Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.
5. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
6. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
7. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет. сада. -2-е изд., испр. и доп. -М. : Просвещение, 1985.-143с., ил. -(Б-ка воспитателя дет. сада.)
8. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей : родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. -Волгоград: Учитель,2015- 203с.