Галина Стругова
Формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о традициях своей малой Родины, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к его природным богатствам, достопримечательностям.
Публикация «Формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольники, региональный компонент, нравственно-патриотическое воспитание.
Важным направлением в деятельности воспитателя детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. ФГОС ДО нацеливает нас на «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Учитывая эти требования, мы проводим работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в тесном взаимодействии с родителями, которое невозможно без формирования знаний о традициях своей малой Родины, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к его природным богатствам, достопримечательностям.
В нашем детском саду организованы различные формы взаимодействия с родителями как традиционные, так и не традиционные. Одной из нетрадиционных форм взаимодействия является проектная деятельность.
Цель использования: 1. Способствовать вовлечению родителей в образовательную деятельность. 2. Активизация деятельности воспитатель-ребенок-родитель.
3. Сплочение семьи посредством совместной деятельности родителей и детей
4. Получение новых знаний ребенком и обогащение РППС в результате проектной деятельности.
В своей работе мы используем как краткосрочные, так и долгосрочные проекты по нравственно-патриотическому воспитанию, с использованием регионального компонента.
Проектный метод является одной из инновационных форм работы воспитателя. Рассматривается как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также могут стать непосредственными участниками образовательного процесса, научиться работать в «команде», развивать партнерские отношения, обогащать свой педагогический опыт.
В рамках реализации долгосрочного проекта, рассчитанного на два года (старшая и подготовительная группы) «Мой город - Архангельск» проводились разные мероприятия, одним из которых было проведение акции «Подари книгу детям». Благодаря этому в группе есть целая библиотека, созданная с помощью родителей. Это и сборники стихов Дмитрия Шатилова «Забытый столицами город», фотокнига «Соловецкий государственный историко – архитектурный и природный музей - заповедник»; книга А. Д. Григорьева «Архангельские былины и исторические песни», в ней представлены различные былины и рассказы об Архангельске; книга Светланы Ефремовой «Сказка об Архангельской книжке ее издателях и читателях», где дети могут познакомиться с Маргаритинской ярмаркой, с музеями города, известными людьми; «Архангельск. Фотоальбом»; книга Елены Максимовой «Архангельск. Город у Белого моря»; книга для детей и их родителей «Природа Архангельской области», где профессор Лопаткин и его друг Помор Поморыч рассказывают в интересной и доступной для дошкольников форме, с помощью кроссвордов и заданий о природе нашего северного края и много других интересных книг о достопримечательностях города Архангельска, известных и памятных местах.
Создание мини-музея «Северные росписи». Родители пополнили мини-музей различными экспонатами в виде предметов декоративно – прикладного искусства: шкатулки, ложки, доски, игрушки, дудочки. Был разработан план знакомства с мини-музеем: воспитанники подготовительной группы по очереди пробовали себя в роли экскурсовода, представляя экспонаты. И дети, и родители с удовольствием знакомились с Пермогорской росписью, с ее удивительной райской птицей Сирин; Ракульской росписью – русский народный промысел Красноборского района Архангельской области; Борецкой росписью – из древнего села на берегу Северной Двины; Пермагорской росписью, с незабываемыми сюжетами из деревенской жизни; Мезенской росписью с красными конями в сочетании с геометрическим орнаментом. Дети имели возможность не только познакомиться, но и научиться прорисовывать элементы северных росписей. В группе созданы альбомы детского творчества с росписью домашней утвари.
Семейные экскурсии: «Достопримечательности нашего города», «Любимые уголки нашего города», «Моя улица». В результате интересных поездок и экскурсий дети и родители стали активными участниками фоторепортажей о достопримечательностях нашего города, подготовили фоторассказы про улицы, на которых живут, расположенных в территориальном округе Майская горка. Улица имени Федора Абрамова – известного писателя и поэта, улица имени Прокопия Галушина – героя Советского Союза, улица имени Николая Некрасова – великого русского поэта и многие другие, о которых дети подготовили интересные рассказы. Семейные экскурсии позволяют расширить детские представления об известных архангелогородцах, которые прославились в разные исторические периоды своими подвигами и достижениями. Дети с удовольствием откликнулись на участие в городском конкурсе детских творческих работ по теме «Моя любимая улица», «Мой любимы уголок в городе Архангельске». Лучшие работы детей заняли призовые места. Данные проекты позволили детям больше узнать о родном крае, о своей Малой родине.
Интерактивное оборудование детского сада, а также знания детей, полученные в проекта способствовали созданию интерактивных экскурсий по ознакомлению с Малой Родиной для использования в дальнейшем в работе с детьми и родителями.
Выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес к творчеству, увлекаются созданием совместных с детьми поделок, рисунков, макетов: участие в конкурсе поделок из бросового материала «Высотка – символ нашего города»; участие в конкурсе «Памятники нашего города»
Взаимодействие с социальными партнерами: библиотека №9 округа Майская горка, музей Малые Корелы, краеведческий музей, Северный морской музей. Библиотекой разработан цикл тематических занятий по ознакомлению с северными писателями: С. Г. Писахов, Б. В. Шергин; беседы о подвигах жителей Архангельска во время войны.
С помощью родителей была организована экскурсия по интересным местам города: площадь В. И. Ленина, набережная имени В. И. Ленина с ее памятниками (памятник тюленю, памятник воинам ВОВ, павшим в боях за Родину, Вечный огонь).
Итогом данной работы стало: большая заинтересованность родителей в образовательной деятельности детского сада; установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду; существенно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда: в группе имеется традиционно оформленный уголок юного патриота, который включает в себя геральдика РФ, атрибуты малой Родины, которые не просто занимают почетное место! Мы уверены, что наши воспитанники могут самостоятельно рассказывать о достопримечательностях города, знают названия улиц, площадей, применяют свои знания в беседе, участвуют в конкурсах поделок и рисунков, конкурсах-фестивалях со стихами о родном крае.
Использование различных форм взаимодействия с родителями позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах детско-родительских отношений. И самое главное то, что у родителей появилось понимание необходимости в патриотическом воспитании детей : создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников. Данный опыт работы, по использованию проектной деятельности в работе с родителями, неоднократно представлялся для педагогов города.