ольга тимошенко
Формы работы с дошкольниками для расширения и укрепления знаний детей о Родине
Ольга Тимошенко.
Консультация для воспитателей
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно имеет своими истоками красоту»
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Публикация «Формы работы с дошкольниками для расширения и укрепления знаний детей о Родине» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Этапы патриотического воспитания дошкольников :
предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
когнитивно- эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
эмоционально- действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания:
окружающая мезосреда,
художественная литература и искусство,
фольклор,
практическая деятельность.
Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания. Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна иметь свою систему и последовательность.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Воспитатель объясняет детям, что чем больше они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года проводится разговор о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, братишках и сестрёнках. Постепенно детей подводят к пониманию того, что такое семья.
Основными формами патриотического воспитания в младшей группе
выступают:
•организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность
осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
•инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
•наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
•хороводные игры, игры-имитации;
•чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
•рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением
семьи, предлагается назвать членов семьи, их действия, выделить общее
радостное настроение;
•рассматривание семейных фотографий и др.
В средней группе:
• Чтение стихотворений, песенок, в которых отражаются события из
жизни, беседы о семье, семейных событиях.
• Рассматривание семейных фотографий.
• Игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни.
семьи, труд родителей.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности,
Развивается интерес к Родине на эмоционально- чувственном уровне.
В старшей группе используются такие формы работы патриотического воспитания, как:
•этические беседы о городе, родной стране, мире;
•экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
•рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
•знакомство с элементами национальной культуры;
•обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и
горожан.
В работе с детьми подготовительной к школе группы применяются
следующие формы :
•знакомство с российской символикой;
•игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города,
отражая на ней достопримечательности;
•рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
•стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
•придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного
города;
•совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
•рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.
Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,
поговорки и т. д.).
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают
народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками
тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создат благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы :
•КВН;
•«Круглый стол»;
•семинары – практикумы;
•посиделки;
•конкурсы;
•выставки;
•походы;
•игровые программы;
•родительские собрания.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые
будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь
отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что
может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не
дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться
своей страной, своим народом, своим городом.
При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания,
покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского
народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они
живут в такой прекрасной стране, как Россия.