Света Рыбина
Формы работы по ОБЖ с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кнсультация для воспитателей на тему:
"ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОБЖ".
Подготовила:
Рыбина С. В.
воспитатель группы №7.
Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности избежать,
Если нужно - на помощь позвать.
Воспитание безопасности- непрерывный, систематический,последовательный процесс,начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем и все, что ребёнок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше.
Публикация «Формы работы по ОБЖ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да иза воротами детей ждут опасности,которые можно избежать лишь путём целенаправленного обучениям самого раннего детства основам безопасного поведения.
Но прежде чем знакомить детей с основами безопасности, педагогу необходимо хорошо разбираться с основными понятиями предмета изучения. Перед педагогом стоит задача сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Выделяются следующие опасности - природные,технологические и социальные.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему и по мнению учё ных включает в себя решение следующих задач: идентификацию опасностей, то есть распознание опасностей и их источников; разработка превентивных, или предупредительных мер; ликвидация возможных последствий.
Реализация первоначальных основ безопасности осуществляется с учё том основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую,познавательную,поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых фактов).
Возникает вопрос с чего начать? Для этого можно выделить следующие этапы.
1 этап - заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
Для реализации этого этапа поможет следующее:
а) беседы - как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др.
б) различные виды игровой деятельности - сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, настольно-печатные,подвижные, игры-драматизации и др.
в) тренинги - "Я потерялся. ", "Разговор по телефону. ", "Незнакомец за дверью. ", "Новый приятель. ", "Заброшенный дом. ", "Один дома. " и др.
г) разбор проблемных ситуаций - "Какую ошибку совершила Красная Шапочка. " ,"Что ты будешь делать если постучались в дверь, зазвонил телефон, тебя приглашают покататься на машине?" и др.
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.
Для создания условий выполнения 2 этапа необходимо организовать предметно- развивающую среду в группе:
1. уголок безопасности, который содержит материалы:
+ практический: щит безопасности с различными видами розеток, включателей, замков; макет улиц с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно- ролевых игр "Автобус", "Шофер", "Спасатели", "Скорая помощь" и др.
+ наглядный: " Валеология, или Здоровый малыш", "Малыши - крепыши", Как избежать неприятности", " Если малыш поранился", "Не играй с огнём"; план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для разнообразных детских игр; плакаты по ОБЖ по теме: "Если ты потерялся на улице", "Внимание! Терроризм!", "Пожарная безопасность для дошкольников" и др.
2. игротека, которая содержит:
+ дидактические игры: "Опасно- не опасно", "Продолжи ряд", "Четвертый лишний", "Назови одним словом", "Так - не так" и др.
+ развивающие настольно- печатные игры: "Азбука безопасности", Чрезвычайные ситуации в доме", " Внимание! Дорога!", "Природа здоровья", "Дорожные знаки", "Лото осторожностей", "Час пик", "Лото пешеход" и др.
3. библиотек,. в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуации.
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следущие формы организации детей :
-специально организованная деятельность детей - занятия,экскурсии. развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно- следственные связи;
- совместная деятельность воспитателя и детей - беседы,тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях.
Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и лёгким. Игра даёт возможность быть ребёнку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки "Азбуки безопасности". При обучении у детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности,пробовать себя в разных её видах: рисование, театрализованной, художественно- речевой. Так, после драматизации произведения "Кошкин дом" дети с удовольствием зарисовали интересные моменты; после чтения произведения "Умный светофор" выполнили аппликацию "Светофор" и так далее. С помощью таких занятий воспитанники лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию : у них развиваются познавательная активность, коммуникативные навыки. На интегрированных занятиях достигается главное - дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Изучаемый материал должен быть понятным, плакаты по ОБЖ более современные: они всегда перед глазами детей, их легко запомнить, неоднократно рассматривая и повторяя изображённые на них правила. Поможет в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации ("Волк семеро козлят", Красная Шапочка", "Колобок", "Три поросёнка", "Кот, петух и лиса" и др.).
Работа с родителями - так же важна в обучении основ безопасности. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.