ОЛЬГА СМОЛИНА
Формы и виды диагностики сформированности УУД
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционная образовательная модель формирует ЗУН ы, т. е. ученик ДОЛЖЕН ЗНАТЬ. ДОЛЖЕН УМЕТЬ. ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ. Учитель по факту выносит вердикт: Знает или нет? Умеет или нет? Владеет или нет? Проверить это все не сложно, поскольку ученик это либо демонстрирует, либо нет.
ФГОС нам регламентирует новые виды образовательного результата: личностный, метапредметный и предметный.
Личностный результат представлен как личностные УУД, предметный результат – в виде ЗУН и метапредметных результатов в виде УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Публикация «Формы и виды диагностики сформированности УУД» размещена в разделах
1. Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Цели диагностики:
Проверка умений:
• Отбирать источники информации, необходимые для решения познавательной задачи;
• Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций;
• Группировать исторические факты и явления;
• Находить сходства и различия фактов и явлений;
• Определять причины явлений и событий;
• Делать выводы на основе обобщения знаний;
• Представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Формы и виды диагностики:
• Тесты;
• Системные задания на проверку знания терминологии;
• Проведение мини исследования по узкой теме;
• Работа с текстом (анализ содержания, выделение смысловых частей текста, выявление причинно – следственных и логических связей внутри текста и т. д.).
2. Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Цели диагностики:
Проверка умений:
• Преобразовывать практические задачи в познавательные;
• Самостоятельно анализировать условия достижения цели и планирование путей её достижения;
• Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.
Формы и виды диагностики:
• Участие в монологе, диалоге, полилоге в рамках дискуссий, дебатов и т. п. ;
• Продуктивные задания;
• Работа с текстом (план-конспект; аннотация текста, рецензия текста, реферат и т. д.).
3. Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Цели диагностики:
Проверка умений:
• Аргументировать собственное мнение и позицию, координировать её с позиции партнеров в учебном сотрудничестве;
• Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных ситуаций.
Формы и виды диагностики:
• Диспуты, дебаты, дискуссии;
• Публичная защита рефератов, проектов;
• Пересказ текста.