Елена Лыжина
Формы и методы работы воспитателей с родителями воспитанников
▼ Скачать
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Публикация «Формы и методы работы воспитателей с родителями воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Необходимость и важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени дошкольник проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие дошкольного учреждения и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если воспитатели и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Не все родители откликаются на стремление воспитателя к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь детского сада.
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.) с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирования и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологического климата, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Рассмотреть современные формы работы с родителями в ДОУ, дать анализ системе взаимодействия детского сада с родителями.
4. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
5. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
6. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.