ЛЮДМИЛА РУБИНШТЕЙН
Формирование правильной самооценки у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве у детей закладываются основы самооценки и как раз, совпадая, в период кризиса 3-х лет, ребёнок начинает особенно остро испытывать потребность быть хорошим в глазах окружающих. С одной стороны, ребенок стремится утвердиться как личность, свою независимость, самостоятельность, но с другой - совершая самостоятельные поступки, ждёт положительной оценки взрослых. То, как вы будете относится к достижениям ребенка, очень влияет на формирование его самооценки. Как завышенная самооценка, так и заниженная самооценка создают проблемы при построении отношений с окружающими.
Публикация «Формирование правильной самооценки у дошкольника» размещена в разделах
1. Проявляйте искренний интерес к деятельности ребенка.
Не отмахивайтесь, когда он пытается показать Вам, какую башню из кубиков он построил, какой гараж придумал, даже если вы видели уже сто таких башен и гаражей в его использовании.
Одобрение и ваше внимание стимулируют деятельность ребёнка, придают ей значимость.
2. Хвалите чаще.
Важно отметить, что в возрасте 3-х лет ребёнку нужно быть хорошим в глазах окружающих. Находите как можно больше поводов отметить его заслуги. Любые, даже самые незначительные на первый взгляд мелочи, могут быть достойны похвалы (самостоятельно собрался на прогулку, сам почистил зубы, убрал игрушки, нарисовал зайку). Но также, не стоит перехваливать ребёнка и преувеличивать его заслуги, выражая восторги по любому поводу).
3. Критикуйте с умом.
Если так получается, что вы целый день ругаете малыша. Например, испачкал одежду, разбросал фломастеры, не помыл руки, да и зайка у него получился так себе… То у ребенка начнёт формироваться комплекс вины и страх перед вашей оценкой.
4. Не сравнивайте достижения и поведение ребёнка с тем же самым у других детей.
Ребенок может подумать, что Вы, как родитель, считаете его хуже других. Лучше приводите в пример его собственные поступки и результаты.
«Смотри, сегодня у тебя зайка получился лучше, чем в прошлый раз. Молодец!» - это очень вдохновляет ребёнка на дальнейшие занятия.
5. Позвольте малышу почувствовать свою значимость.
Вы можете спросить его мнение, или даже попросить его совета и помощи, как у равного.
Например, как он считает: «какое платье вам стоит одеть на прогулку?»
Конечно потом, желательно, все же последовать его совету, даже если он не самый лучший.
6. Давайте ребёнку возможность почувствовать себя умелым и полезным.
Позвольте ребенку проявить себя, поручив какое-то посильное дело.
7. Учите ребёнка уважать чувства и желания других детей и взрослых
Самооценка является одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я- концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их применением или осуждением.