Татьяна Татьяна
Конспект развлечения для детей младшего дошкольного возраста «История, культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения по формированию нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста «История, культура и традиции русского народа»
Авторы: воспитатель 1 квалификационной категории Филина Т. В., воспитатель Борнякова Е. В.,
г. Екатеринбург, МАДОУ детский сад № 81, 2022 год.
Участники: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели.
Публикация «Конспект развлечения для детей младшего дошкольного возраста „История, культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2022
Актуальность НОД.
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Отношение к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Необходимо также расширять знания детей об истории флага России, культуре и традициях народов русского народа.
Нужно помнить, воспитание патриотизма — это непростой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель: формирование духовно-нравственного и патриотического отношения к Родине через приобщение детей к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- Воспитывать чувство доброты, любви к родным людям, дому, детскому саду;
- Формировать познавательный интерес к родной стране, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций;
- Формировать нравственную позицию личности, гордости за свой народ и его прошлое;
- Пробуждать потенциальные способности у ребенка к чувству долга, совести, ответственности, патриотизма;
- Познакомить детей с государственной символикой – флаг России;
- Познакомить детей с народным фольклором, с русским народным праздником «Масленица», народными играми и промыслом русских мастеров;
- Способствовать развитию интереса к художественной литературе, к русскому фольклору: стихам, закличкам, русским народным музыкальным произведениям;
- Продолжить знакомить детей с народными музыкальными инструментами;
- Воспитывать уважение к труду взрослых;
- Учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые, коммуникативные и эмоциональные способности;
- Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, практическая, самостоятельная, игровая, двигательная, музыкальная, перцепция литературы и фольклора.
Данная деятельность направлена на обогащение духовного мира детей, на воспитание патриотических чувств, на развитие интереса детей к русской национальной культуре, традициям и народному творчеству.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приёмы: наглядный (демонстрация атрибутов и наглядных картинок); словесный (беседа, использование художественного слова, вопросы и ответы, указания, пояснения, чтение наизусть); практический (действия с дидактическим материалом: игра «Собери флаг»); игровой (сюрпризный момент, игры на музыкальных инструментах, игры с тряпичными куклами, коммуникативная игра на развитие творческих способностей «Ку – ку!», подвижная игра «Карусель», хороводная игра «Блинок»).
Предварительная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с детьми: тематические занятия, беседы, знакомство с народными праздниками, чтение художественной литературы (песни, потешки, чистоговорки, сказки, материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры (русские игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства, тематические папки, дидактические, хороводные и подвижные народные игры.
Материалы и оборудование: художественное оформление группы в русском народном стиле, русские народные костюмы, флаг России, магнитная доска, цветные полоски из бумаги (белая, синяя, красная, корзина, деревянные игрушки-свистульки, деревянные расписные ложки, матрёшка, тряпичная кукла-закрутка, русские народные платки, небольшие платочки по количеству детей (для игры «Ку-ку!», музыкальное сопровождение: русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени», иллюстрации «Масленица», дидактический материал: народная роспись, русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко», стойка с лентами (для игры «Карусель», музыкальное сопровождение к игре, декоративная посуда «Хохлома», баранки, блины.
Ожидаемые результаты:
Обогащение знаний и представлений детей об истории и культуре своей Родины, государственном флаге, о русских народных обычаях, традициях и быте русского народа, о народном промысле. Развитие патриотических чувств у детей, формирование чувства национального достоинства. Дети знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.
Ход НОД.
Физкультминутка «Пробуждение солнышка»
«Вот как солнышко встает выше, выше, выше» - сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед и вверх на каждое слово.
«К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже» - присесть на корточки, руки опустить.
«Хорошо, хорошо солнышко смеется» - стоя. Хлопки в ладоши.
«А под солнышком таким веселей живется» - кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (С. А. Давыдова).
1. Ребёнок задаёт вопрос «Что такое быть патриотом своей страны?»
- Ребята, а вы знаете, что такое Родина?
Это место, где человек родился, где он живет, ходит в детский сад. Это малая родина.
А свою большую Родину мы называем страной. В мире есть много стран. Мы живем в стране - Россия! Наша страна самая большая в мире.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости за родную страну.
У каждой страны есть свои символы. Мы с вами познакомимся с флагом нашей страны (педагог показывает детям флаг России).
- Каждый год летом в России отмечается День Государственного флага. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных по величине полос: верхняя - белого, средняя – синего, нижняя - красного цвета.
Главное назначение флага - собрать к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - верность стране и правду, красный - смелость. Белый, синий и красный цвета означают красоту окружающего мира, доброту и справедливость. Не случайно стали они цветами государственного флага России.
Ребята, я предлагаю вам сложить из цветных полосок флаг России.
(На магнитной доске предложить детям из цветных полосок составить флаг РФ).
2. Раздаётся стук в дверь. В комнату заходит второй педагог, одетая в русскую народную одежду, в руках держит корзинку.
- Посмотрите, кто к нам пришёл. Здравствуйте, Екатерина Владимировна (дети здороваются).
Е. В. : Здравствуйте, ребята.
- Екатерина Владимировна, а почему вы так одеты?
Е. В. : Потому что я знаю, что ребятам интересны те временам, когда их бабушки и дедушки были малышами, как они. И одежда их была именно такая.
- А что у Вас в корзинке?
Е. В. : Это игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки.
- Кира, достань из корзинки игрушку, (ребенок вынимает свистульку).
- Что это? Ответы детей (птичка).
Правильно. Посмотрите, какая она красивая, расписная. Какие на ней есть рисунки?
Ребята, расскажите, как играли дети в эти игрушки. (Ответы детей)
Дети садились на улице на крылечке и свистели в них.
(Дети снова достают предметы из корзины. Вынимают расписные ложки).
- Что это? (расписные ложки). Правильно, это русские народные расписные ложки. Мастера наносили на деревянные ложки красивые узоры (расписывали ложки). Это очень красиво. Посмотрите, какие узоры есть на ложках (ответы детей).
Но расписные ложки были не только предметами красоты. Ими ели и даже на них играли.
Давайте попробуем посвистеть в свистульки и поиграть на ложках. (Дети свистят в свистульки и стучат ложками под песню «Ах, вы, сени, мои сени»).
Молодцы, как хорошо у вас получается!
- Достаньте, пожалуйста, следующую игрушку (дети вынимают тряпичную куклу-закрутку и матрёшку).
Что это? (куклы) Правильно, это куклы. Посмотрите, какие они? Из чего сделаны? Какие они на ощупь? Как с ними играть? Ребята, давайте мы с вами покачаем наших куколок, как качали наши бабушки. Ведь тогда не было колясок для кукол, а были люльки (колыбели).
(Дети снова достают предметы из корзины. Вынимают русские народные платки).
- Что это? (красивые платки). Правильно, это русские народные платки. Мастера-художники расписывали платки цветами, листиками, травкой с завитками. На праздники русские красавицы надевали самые красивые и нарядные платки. (Девочки надевают платки на плечи).
- Ребята, я предлагаю немного поиграть.
Воспитатель раздаёт детям небольшие платочки для игры.
Игра с платочками «Ку-Ку!»
Дети держат платочек за верхние уголки перед лицом: в этом положении они «спрятаны». Хором говорят: «Ку-ку!», по команде воспитателя опускают платочек, изображают на лице различные эмоции: печаль, удивление, радость, злость, страх, спокойствие.
1,2,3 – ты печальным замри.
1,2,3 – ты удивленным замри.
1,2,3 – ты веселым замри.
1,2,3 – ты сердитым замри.
1,2,3 – ты испуганным замри.
1,2,3 – ты спокойным замри.
-Молодцы, ребята, из вас получатся хорошие актёры.
3. - Ребята, вы любите праздники? У наших дедушек и бабушек тоже были праздники – очень весёлые и интересные. Хотите узнать о них?
Вы заметили, что дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким? Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Этот веселый праздник длился целую неделю: в эти дни устраивались игры, выступления ряженых, пляски. С песнями и веселыми закличками звали солнышко, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась. (Показать иллюстрации Масленицы).
Чтение русской народной заклички.
А чтобы солнышко не забывало по утрам просыпаться и дарить нам свое тепло, люди сочинили о нём закличку. А расскажет нам закличку Алиса.
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
А теперь немного поиграем.
Подвижная игра «Карусель»
Дети образуют круг, в центре на палочке прикреплено солнышко с лучиками (ленточками, берутся за ленточки и двигаются по кругу под слова:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Сначала дети идут по кругу, затем немного ускоряют шаг, а с окончанием слов останавливаются.
- Всю Масленицу пекут блины. Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед. (Показать иллюстрации).
Хороводная игра «Блинок»
Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр круга)
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой,
Оставайся такой да не подгорай!
П-ш-ш-ш (приседают на корточки)
Мы печём, печём блины (встают, хлопают в ладоши)
Для гостей и детворы!
4. Сюрпризный момент.
- Ребята, я приглашаю вас к столу покушать вкусных блинов, которые с заботой приготовлены для вас.
Фотоотчёт: