МААМ-картинки

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

Софья Блинникова
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос воспитания у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему образу жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Сбалансированное питание, физические занятия, чередование времени для работы и отдыха, хорошее расположение духа и оптимизм, отсутствие вредных привычек – это важные составляющие здоровья детского организма. Формирование здорового образа жизни у дошкольников носит целостный характер и охватывает множество областей. Основные задачи по формированию здорового образа жизни у детей: развить представления о признаках здоровья; воспитать навыки здорового физического поведения: много двигаться, есть полезную еду, соблюдать правила гигиены, психологическое спокойствие, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе; научить соблюдать режим дня; развить умение заботиться о своем здоровье и здоровье близких и т. д.

Публикация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольники, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентноспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Задачи можно определить следующим образом:

Во-первых, изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Во-вторых, рассказать о важности здорового образа жизни и его формировании у дошкольников.

Проблемой формирования здорового образа жизни занимался Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, А. А. Бодалев, М. И. Лисина, В. А. Сластенина, В. А. Деркунская, Л. Г. Касьянова, И. М. Новикова, С. А. Кузнецов, В. И. Дубровский, В. П. Казначеев, Н. И. Брехман и другие учёные. Ю. П. Лисицын рассматривал влияние разных факторов на состояние здоровья у детей дошкольного возраста. Б. Н. Чумаков считал, что будущая трудовая деятельность педагога заключается в том, что детей необходимо научить сохранять свое здоровье. Рассматривая понятие «здоровье», он выявлял причины, влияющие на сохранение и укрепление здоровья с дошкольного возраста, и негативные факторы, разрушающие здоровье человека.

Цель: дополнить знания о формировании здорового образа жизни у дошкольников.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. [5, с. 89]

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет. Здоровье является необходимым условием физического и психического развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. [3, с. 34] Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. [10, с. 56]

Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно, на этом должны сосредоточить внимание врачи, воспитатели, родители.

[1, с. 47]. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольника. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. [5, с. 28]. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний.

[7, с. 31].

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача: сформировать в маленьком человеке навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. [2, с. 44]. Исходя из этого, основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье.

Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. [6, с. 24]. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников: соблюдение режима дня, активности и сна; двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; правильное, здоровое питание; закаливание.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. [8, с. 96]. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни. Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – Нижний Новгород. : LINKA-PRESS, 2019. – 87 с.

2. Бакаева О. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации: учебное пособие / О. Н. Бакаева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2019–89 с.

3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие / Т. Л. Богина. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 154 с.

4. Васютина И. В. Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника» / И. В. Васютина, А. А. Симонова// Теория и практика образования в современном мире: материалы Х Междунар. науч. конф. (г.

Чита, апрель 2018 г.) – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – 66 с.

5. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений /Е. М. Белостоцкая,T. Ф. Виноградова, Л. Я. Каневская, В. И. Теленчи; Сост. В. И. Теленчи. М. : Просвещение, 2016. -143 с. : ил.

6. Морозова Г. К. Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие / Г. К. Морозова. - 3-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2019. - 110 с.

7. Завьялова Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребёнка дошкольного возраста: учебное пособие для сред. проф. образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. - 2е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 350 с.

8. Морозова Г. К. Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие / Г. К. Морозова. - 3-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2019. – 110 с.

9. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / И. М. Новикова; под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 5 е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика Синтез, 2020. – 96 с.

10. Радионова Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2022. — 124 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья»Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья» Одной из задач ФОП ДО по формированию основ здорового образа жизни, является: расширение, уточнение и закрепление представлений о факторах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
Опубликовано: 27 октября 2024 в 14:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Софья Блинникова (УИ 3072417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД