Нина Бутина
Формирование у детей эмоционального общения с окружающими в период адаптации к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь людей наполнена разлуками. Особенно мучительны разлуки для малышей. Дети часто испытывают страх, когда впервые приходят в детский сад, и родители оставляют их одних. И это нормально, это положительный признак. Это значит, что ребенок привязан к Вам. Наша задача смягчить его боль и помочь привыкнуть к новой для себя обстановке, при этом лучшее средство – ласка.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.
Публикация «Формирование у детей эмоционального общения с окружающими в период адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
1) возраста;
2) состояния здоровья и уровня развития ребенка;
3) биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питания, игры и т. п. ; заболевания в течение первых трех месяцев жизни и др.).
Необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации :
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах и бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они притиворечат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2. Игры и упражнения в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия к воспитатетелю. Для этого можно использовать чтение потешек, сказок, стихов, рисование, пальчиковую гимнастику, различные игры, в том числе, игры с песком и водой.
Рисование
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.
Психологи и социологи установили, что изодеятельность ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно, или, наоборот, светло и радостно.
Игра «Чертим разные фигуры»
Материал: Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).
Ход игры: Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашем самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации полезным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Игры с песком
Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т. д.
Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
В то же время песочница – прекрасное средство для установления контакта с ребенком, особенно, если малыш говорит плохо. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказаться, развиваем речь.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Пободно Богу,
Мы создаем свой Мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Т. Грабенко
Что нужно для игры в песок?
Для игр с песком нужна песочница. Хорошо, если песочница окрашена в голубой или синий цвет – цвет воды и неба.
Песок должен быть чистым, просеянным, без посторонних примесей и влажным, чтобы дети могли с ним работать.
Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочками и формочками; набор мелких игрушек: персонажи сказок и различные человечки, животные м растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.
Какие игровые упражнения можно делатьс малышами?
1) Вот какие наши ручки (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный и т. д.).
2) Вот такие наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток).
3) Пальчики гуляют («пройтись» поочередно за каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).
4) Пальчики играют («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
5) Ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползает жук, крутится карусель) То же самое ребром ладошки.
6) Кто здесь пробегал (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев; придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации.