Лариса Косенко
Формирование элементарных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок
▼ Скачать + Заказать документы
П Р О Е К Т на тему:
«Формирование элементарных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок»
Выполнила: воспитатель МБДОУ 210
Косенко Лариса Николаевна
Публикация «Формирование элементарных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме для детей старшего дошкольного возраста объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.
Экологические сказки учат :
познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.
Экологическая сказка в занимательной форме помогает раскрыть сложные явление в природе, учит старших дошкольников научному видению.
Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Объект изменений: процесс развития элементарных экологически знаний детей старшего дошкольного возраста.
Предмет изменений: педагогические условия обеспечивающие развитие элементарных экологических знаний, посредством экологической сказки.
Анализ ресурсов:
методическое обеспечение (методические рекомендации и литература по теме, наработанный опыт педагога);
материально-техническое обеспечение (мультимедийный проектор, оборудование для игровой театрализованной деятельности).
Цели:
Поиск и создание условий для развития личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы.
Формирование системы экологических знаний доступных пониманию ребенка 5-6 лет.
Воспитание гуманного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Задачи:
Развивать познавательную активность ребенка при формировании знаний об окружающем мире.
Способствовать становлению нравственных качеств личности, чувства ответственности, готовность прийти на помощь.
Развивать речь, обогащать активный словарь.
Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
Способствовать формированию положительных межличностных отношений, коммуникативных умений и навыков.
Привлечь внимание детей к русскому народному творчеству – экологической сказке.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста
Сроки реализации: 01.09.2013 – 31.05.2014
Этапы реализации проекта
I этап
1. Изучение уровня знаний старших дошкольников.
2. Определение методики педагогической диагностики.
3. Подбор методической литературы.
4. Подбор художественной литературы, иллюстративного и мультимедийного материала по данной теме.
5. Подбор материалов, пособий, атрибуты для дидактической, игровой, театрализованной деятельности.
6. Разработка конспектов занятий, развлечений, досуга.
7. Составление перспективного плана мероприятий.
II этап
Применение проекта рассчитано на один учебный год с группой детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта осуществляется в соответствии с содержанием перспективного плана: одно фронтальное занятие ежемесячно в различных видах программной деятельности, а также ежедневно в свободной игровой деятельности детей.
В ходе реализации проекта предполагается использование алгоритма сочинения экологических сказок детьми старшего дошкольного возраста (см. Приложение 1.)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИМЕНЕНИЮ СКАЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИИ
СТАРШАЯ ГРУППА
МЕСЯЦ
ЗАНЯТИЯ
ИГРЫ
СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
сентябрь
Рисование
«ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
(по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)
- игра-драматизация
- словесная режиссёрская игра
-сочинительство сказок
-игра-импровизация
-самостоятельная театрализованная деятельность
-кукольный театр
-теневой театр
-настольный театр
-пальчиковый театр
-чтение сказок
-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»
-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски
-пересказ от лица литературного героя
-просмотры мультипликационных фильмов
октябрь
Рисование, конкурс поделок из природного материала
«ЭКОЛОГИЯ И Я»
(районный конкурс)
ноябрь
Чтение экологической сказки «РОДНИК»
декабрь
Комплексное
занятие по
экологии и ознакомлению с окружающим
«ЗАЯЦ КОСЬКА И РОДНИЧОК»
январь
Викторина по экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ»
февраль
Чтение экологической сказки «МАЛЕНЬКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ»
март
Занятие по экологии «НАСТУПИЛА ВЕСНА» (экологическая сказка)
апрель
Чтение экологической сказки «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ»
май
Открытое занятие на экологическую тему по мотивам народной сказки «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
III этап
Оценка результативности и анализ эффективности применения проекта по использованию сказки на занятиях по экологии.
Обобщение и презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством экологической сказки на методических мероприятиях различного уровня: педагогических советах, методических объединениях, консультациях.
Основные направления, средства и способы реализации проекта
выявление первичного уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста;
изучение методической литературы, опыта других педагогов по данной теме;
разработка перспективного плана по применению сказки на занятиях по экологии;
мониторинг динамики усвоения экологических знаний детьми старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты реа лизации проекта:
Сформированность элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.
Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Знание детьми информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
Высокий уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
Коррекция отрицательных черт характера.
Позитивное оптимистичное отношение к жизни.
Ресурсное обеспечение
изготовление пособий, поделок, пополнение атрибутов пальчикового театра для игровой театрализованной деятельности;
спонсорская помощь родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М., 1999.
2. Бобылева Л. К. Экологические занятия – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. – №7. – С. 16 -19.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) / Под ред. А. М. Виноградовой. – М., 1996.
5. Зиман Л. Басни И. А. Крылова как театральные действа // Дошкольное воспитание. – 2013. – №1. – С. 92-96.
6. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2003.
7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006.
8. Синицына Е. Умные сказки. – М., 2003.
9. Стишенок И. В. Сказка в тренинге : коррекция, развитие, личностный рост СПб. : Речь, 2005.
10. Сто фантазий в голове / Ав. -сост. Димитрова Т. В. – Самара, 1996.
11. Шорохова О. А. Играем в сказку. – М. : Творческий центр, 2006.
Приложение 1
Алгоритм сочинения экологической сказки
(на основе сказочных функций В. Я. Проппа)
Цель: Формировать умение сочинять сказки на основе алгоритма, творческого
воображения, словесной памяти, связной речи, внимания.
Завязка сказочного сюжета
Запрет
Нарушение сюжета (последствия нарушения запрета)
Появление помощников (солнце, ветер, гриб-боровик, капелька)
Подсказка к способу достижения цели
Преодоление трудностей героем
Одержание победы героем с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов
Счастливый конец (присказка)