Полина Рубашная
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является важной и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста. В процессе игры, подобно творческому тружению коллектива, происходит столкновение различных умов, характеров и замыслов. Именно в этой встрече и взаимодействии складывается индивидуальность ребенка и формируется детская группа. Одновременно в игровом пространстве присутствуют игровые и реальные отношения. Если ребенок поглощен своими замыслами и ролями, игровые отношения преобладают. В случае отсутствия интереса к игре, наблюдается иное поведение: роль имеет малое влияние на общение и отношения с товарищами. Способность захватить внимание и вовлечь ребенка в игру, активизировать его ум и волю, а также вызвать яркие эмоции, способна ограничивать эгоистические стремления и побуждения, а также преодолеть плохие привычки.
Публикация «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
Формирование детского коллектива в игровом процессе происходит постепенно под влиянием работы педагога. Факторами, влияющими на формирование игрового коллектива, являются содержание игры и богатство замысла. В то же время сам процесс образования коллектива воздействует на развитие игрового творчества. Навыки организации игры, договоренности и распределения ролей необходимы для создания интересной и увлекательной игры. Даже с достаточными знаниями и богатым опытом, игровые замыслы иногда не реализуются, если дети не обладают необходимыми моральными качествами для коллективной творческой игры.
Организация детского коллектива в игре является предпосылкой успеха в работе и одним из ее результатов. Для поддержания и развития интересов, активности, самостоятельности и целенаправленности детей необходима организация коллективной деятельности, а наличие вышеупомянутых качеств способствует установлению дружеских отношений и приобретению навыков коллективных действий. Высокий уровень игрового творчества, насыщенное содержание игр и сплоченность едиными интересами коллектива достигаются благодаря продуманной и глубокой работе педагогов.
Существуют два связанных пути формирования детского коллектива :
- через игровой образ;
- через выполнение принятых в группе норм поведения.
В игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. В то же время увлекательные игры способствуют развитию дружеских чувств и сплочению детей. Такое взаимодействие между игровыми и реальными отношениями помогает создать нравственную направленность поведения детей.
Воспитателям рекомендуется:
- Привлекать внимание детей с первых дней пребывания в детском саду, создавая для них удобные условия и облегчая адаптацию к новым условиям жизни.
- Обеспечить наличие достаточного количества игрушек в общей комнате, что позволит ребенку выбирать наиболее привлекательную для него игрушку.
- Понять, во что предпочитает играть каждый ребенок и как он относится к своим сверстникам с помощью наблюдений. Определить, какие дети умеют играть вместе.
- Создавать условия для индивидуальных и параллельных игр. Важно, чтобы воспитатель сам активно принимал участие в играх с детьми.
- Начало совместных игр еще не означает, что ребенок дружелюбно относится к своим товарищам. Ему просто весело играть с ними, но его заботят только его собственные интересы. Задача педагога - пробуждать дружественные чувства в процессе игры.
- Работа по развитию дружеских чувств должна начинаться с того, чтобы воспитатель научил детей бережно и с уважением относиться к игре других детей. Например, когда ребенок строит домик, учитель должен обратить внимание всех детей на его постройку и предложить осторожно обойти его, чтобы ничего не нарушить.
- В младших и средних группах часто возникают проблемы из-за непонимания намерений друг друга, дети могут не уметь выразить свои планы словами. Важно заметить это и помочь им, чтобы предотвратить конфликты.
- Взаимодействуя с детьми старшего возраста, педагог должен обсудить с ними их поведение и воздействовать на их сознание, приводя в пример их любимых героев или людей, которым они хотели бы подражать.