Хуторова Наталья Михайловна
Формирование у детей привычек к ЗОЖ во время ООД по физическому развитию
▼ Скачать
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
Публикация «Формирование у детей привычек к ЗОЖ во время ООД по физическому развитию» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя :
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Наша цель - сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Обеспечение двигательной активности:
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• музыкальные занятия
• прогулки, подвижные игры;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная гимнастика (на соответствующих занятиях)
• оздоровительная гимнастика после дневного сна
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.
Физическая культура.
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности. Регулярные занятия физкультурой, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию. Занятия способствуют укреплению здоровья и развитию физических способностей детей, сохранению жизненно важных навыков, профилактике неблагоприятных возрастных изменений. Хорошая физическая форма состоит из следующих компонентов.
Быстрота
Быстротой называют способность человека выполнять определенные двигательные действия в минимальный период времени для данных условий. При этом эффективность техники не должна страдать.
Ловкость
Ловкость также относится к основным физическим качествам человека. Она предполагает его способность менять направление двигательных реакций в соответствии с изменением внешних условий. Различают два вида ловкости:
Показателями этого физического качества являются точность выполнения движений и быстрота реакции. Развитие ловкости происходит при необычном положении тела в пространстве, например, во время активных спортивных игр и т. п. На занятиях необходимо часто менять упражнения, повышая их сложность.
Сила
Сила - это основное физическое качество, которое предполагает внешнее и внутреннее сопротивление за счет активности мышечного аппарата. Это всегда произвольное усилие.
Иногда говорят о специальной силе. Она характеризует показатель проявления действия в каком-то определенном виде спорта.
Средствами развития силы являются упражнения с отягощением (собственное тело или штанги и гири, упражнения на тренажерах (или механотерапия) и силовые упражнения в усложненных условиях (например, бег по песку или рыхлому снегу).
Гибкость
Гибкостью называют основное физическое качество человека, позволяющее ему совершать двигательные действия с максимальной амплитудой. Она зависит от многих факторов. Среди них:
• эластичность мышц и связок;
• строение суставов;
• общее состояние организма (в том числе возраст);
• внешняя температура;
• суточный период (утро, вечер).
Различают также два вида гибкости:
• активную (увеличение амплитуды за счет напряжения мышц);
• пассивную (увеличение амплитуды за счет внешнего воздействия).
К средствам развития гибкости относятся растягивающие упражнения (с постепенным увеличением амплитуды) и медленные маховые движения без болевых ощущений. Стоит помнить, что упражнения на гибкость совершаются только после разминки. Именно поэтому растяжка на тренировочных занятиях происходит в заключительной части.
Выносливость
Замыкает список 5 физических качеств человека выносливость. Это способность организма противостоять усталости. Под последней понимается временное снижение работоспособности вследствие физической и умственной нагрузки.
Различают два вида усталости:
• Компенсированная (в этом случае возможно поддержать мощность работы за счет волевых усилий).
• Некомпенсированная (снижение мощности работы или полное прекращение ее).
Развитие выносливости возможно и необходимо. Оно требует немало терпения и времени, осуществляется за счет постепенного увеличения нагрузки. Помогут в этом три метода развития :
• круговая тренировка;
• повторно-интервальные занятия;
• игровой метод.
Лучше всего выносливость развивается в беге, в преодолении различных дистанций.
Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.