Татьяна Константиновна Колодезная
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством обучения игре в бадминтон
▼ Скачать
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством обучения игры в бадминтон.
Известно, что здоровье- один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции ребёнка прописаны его законные права- право на здоровый рост и развитие.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством обучения игре в бадминтон» размещена в разделах
Проблема воспитание культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому только на этапе дошкольного детства можно заложить базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, интерес к спорту и физической культуре.
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни через элементы спортивных игр посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой. Анализ работы В. А. Деркунской, С. А. Козловой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребёнка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Игра – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, является естественным спутником жизни ребёнка.
Наиболее распространённые и самые любимые среди детей дошкольного возраста спортивные игры.
Пожалуй, ни один вид спорта не обладает такой богатой палитрой движения, как бадминтон. Бадминтон способствует укреплению здоровья детей, совершенствованию функций организма (дыхательной, сердечно-сосудистой нервной и т. д., способствует физическому развитию. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствует развитию таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, точность и координация движений, глазомер, укрепляют мышцы рук, движения кисти и пальцев. Надо отметить, что мелкие движения пальцев – довольно сложный вид двигательной деятельности. Они требуют гораздо большей координации со стороны нервной системы, чем простые силовые движения всей руки.
Бадминтон, как спортивная игра, развивает точность зрительного восприятия, пространственное представление о своём теле на площадке, даёт нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела. Значительное интеллектуальное начало бадминтона определяется и тем, что это - игра рукой. Роль её в умственном развитии человека общеизвестна. Умение ориентироваться в обстановке тесно связано с процессом восприятия, в игре у детей, формируется волевые качества : смелость, инициативность, решительность, целеустремлённость, а также представления о здоровом образе жизни.
Хотя заниматься спортом в прямом смысле слова, которое подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнований не только возможны, но и целесообразны.
В течении двух лет наша группа работала над проблемой повышения показателей физического развития и здоровья детей посредством обучения воспитанников игры в бадминтон, тем самым закладывая базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению.
Своей целью мы поставили:
- сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни посредством игры в бадминтон;
- воспитание моральных и волевых качеств воспитанников, содействие развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Отсюда вытекали следующие задачи работы:
Образовательные :
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движений, быстроту реакции, меткость);
- обучать правильному выполнению упражнений.
Развивающие:
- способствовать укреплению здоровья;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- развивать двигательные способности детей.
Воспитательные:
- прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
- воспитывать чувство ответственности у себя;
- воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность.
На этапе завершения дошкольного образования мы получили следующие результаты: воспитанники группы получили теоретические сведения о бадминтоне, овладели приёмами техники и тактики игры, приобрели навыки участия в игре, а также могут самостоятельно организовывать занятия по бадминтону. Воспитанники группы приобрели знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, взаимодействие игрока с партнёрами в групповых действиях для успешного участия в игре. Что способствовало улучшению физических качеств и общему физическому развитию детей нашей группы посредством данного вида спорта.
Следует выделить также, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьёй.
Вся работа по данному направлению проводилась тесном контакте с семьями воспитанников нашей группы, что позволяло нам заинтересовать взрослых. Родители постоянно получали информацию о том, каких успехов добиваются дети (стенгазеты, папки-передвижки и т. д., приглашались участвовать в совместных досугах и праздниках с использованием элементов бадминтона.
Дети и родители с большим удовольствием принимали участия в спортивных мероприятиях. Также родители постоянно получали информацию (консультации, беседы, рекомендации, информационные листы и т. д., приглашались на совместный практикум-семинар с детьми, где дети учили своих родителей азам бадминтона.
Таким образом, необходимо с дошкольного возраста приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья.
Работа в изложенном направлении показала хорошие результаты, как среди детей, так и среди родителей, а значит является обоснованной. Мы надеемся, что полученные знания и навыки позволят выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, помогут детям приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявиться в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам.