Татьяна Малышева
Формирование творческой активности в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема творчества - одно, из важных направлений педагогической деятельности. Сегодня особо остро осуществляется необходимость ее решения во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства. Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют развитию ребенка. Вместе с тем личностные качества, в том числе и творческая активность, наилучшим образом формируются в деятельности, и особенности взаимоотношений с окружающим.
Публикация «Формирование творческой активности в игре» размещена в разделах
Основной вид деятельности, присущий дошкольному возрасту - творческая игра. Через нее ребенок входит в мир взрослых, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра затрагивает все стороны его личности, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения.
Именно стремление глубже изучить проблему активности детей в творческой игре - речь идет о шестом годе жизни. В этот период проявляется изобразительный интерес к содержанию. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея произведения, они умеют оценивать поступки героев. В этом возрасте дети достаточно хорошо владеют речью, творческим рассказыванием, пересказом, свободно используют текст литературного произведения, как основу для
построения совместной игры. В - третьих, содержание творческой сюжетно-ролевой игры во многом определяется и богатым воображением. Все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем из реальной жизни. Это в равной мере относится и к дошкольникам. Тем более, когда речь идет о детях шестого года жизни, уже имеющих определенный жизненный опыт.
В - четвертых, на шестом году жизни сильно развиваются такие стороны личности, как эмоциональная, интеллектуальная, нравственно-волевая, действенно-практическая. Они во многом определяют творческую активность ребенка в иге, суть которой - не следовать готовым штампам и образам, а искать как можно больше собственных орегинальных решений, не бояться свободно выражать свое отношение к отражаемому, направлять свое воображение на поиск нового.
На основе анализа изучения проблем игровой деятельности, опираясь на практическую деятельность, остановили свой выбор на творческих играх по сюжетам литературных произведений.
Интересны такие вопросы: как проявляется творческая активность детей в играх по сюжетам литературных произведений?
Какова взаимосвязь между творческой активностью и уровнем развития игры? Какие наиболее эффективные условия и пути психолого-педагогического воздействия обеспечивают формирование творческой активности в данном виде игры?
Индивидуальные и групповые беседы с детьми показали, что многие дети с трудом воспроизводят содержание ранее услышанного литературного произведения. Чаще всего вспоминают те сказки и рассказы, в которые играли. Восприятие детьми содержания сказок и рассказов во время занятий показали: от сосредоточенности, от внимания в определенной степени зависит и последующее развитие игры по сюжету литературного произведения. Длительность игр, возникающая спонтанно, обычно непродолжительна. Однако факт возникновения говорит о том, что педагоги должны позаботиться об их организации.
Восприятие литературного произведения тесно связано с чувствами и эмоциями детей: впечатления, полученные от книги, стимулируют потребность в активном выражении чувств.
Литературные произведения придают своеобразие игровому творчеству. Игры по сюжету литературных произведений требуют активной работы мысли, направленной на восприятие произведения, на передачу основной идеи в игре, на создание воображением соответствующих образов.
В процессе восприятия литературных произведений, содержание которых отражает яркие, захватывающие, динамичные и понятные события. Дети эмоционально воспринимают содержание, чувствуют себя активными участниками повествуемых событий, сопереживают и сочувствуют героям произведений. Отсюда и стремление активно реализовать это желание в игровых образах и игровых действиях. Игровой процесс зависит от содержания педагогической работы, суть которой - моделировать игровые ситуации согласно содержанию художественного произведения.