Получи документы

Формирование толерантности у участников педагогического процесса

Ковалева Наталья Петровна
Формирование толерантности у участников педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день нормативные правовые документы, касающиеся образовательной системы, и в том числе дошкольного образования, направлены на улучшение качества образовательных услуг. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Воспитание уважения к окружающим и самоуважения позволит с дошкольного детства уважительно относиться к другим нациям и культурам и к себе. Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни:

если ребёнок встречается с враждебностью, он начинает драться;

Публикация «Формирование толерантности у участников педагогического процесса» размещена в разделах

если ребёнка постоянно стыдят, он становится робким;

если ребёнка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Воспитание терпимости к другим вкусам, привычкам, взглядам, поможет детям не только найти общий язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями разных культур.

Поэтому, важнейшей задачей является формирование у дошкольника умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность».

16 ноября 1995 года весь мир отмечает День Толерантности. В этот день утверждена ЮНЕСКО деклорация принципов толерантности.

В педагогических исследованиях понятие «толерантность» раскрывалось с разных методологических позиций и соответственно наполнялось различными содержательными характеристиками. Обозначим основные ракурсы рассмотрения толерантности, которые находят отражение в научной и методической литературе:

качество личности, выражающееся в готовности принимать мнение других людей, проявлять уважение и терпимость к другому образу жизни, способность слушать, сопереживать, оказывать помощь и т. п. ;

ценностное отношение к людям других национальностей, человеку вообще, выражающееся в признании и принятии их как представителей иных культур, вне связи с этнокультурными особенностями;

общечеловеческая ценность, присущая людям разных культур, вероисповеданий и позволяющая выстраивать разнообразие отношений человека и общества и др. ;

педагогическая толерантность, под которой понимается способность педагога разрешать конфликтные ситуации, трудности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, а также устойчивость к воздействию негативных факторов (угроз, агрессии со стороны детей, родителей и др., готовность противостоять деструктивным влияниям.

Виды толерантности

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические убеждения.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ в рамках одной науки, в рамках одного научного направления.

Бытовая толерантность – терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения. Она проявляется в межличностных отношениях.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии, признавая, что и ты можешь допускать ошибки, способность прощать слабости и несовершенства подчиненным.

Религиозная толерантность – терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям.

Этническая толерантность – уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности. Противоположное понятие – ксенофобия.

Медицинская толерантность – физиологическая выносимость пациентом применения того или иного препарата, переносимость лекарства.

Экологическая толерантность – способность живых существ переносить те или иные изменения в окружающей среде.

Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов и пристрастий людей в сфере культуры.

Музыкальная толерантность – уважительное отношение к различным музыкальным стилям и их поклонникам, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка.

Спортивная толерантность – отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам, кроме «своей», уважительное, объективное отношение к другим спортивным командам и их болельщикам.

Все виды толерантности по предмету проявления имеют два аспекта – поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности – которая проявляется в общении - и поведенческой толерантности - в деятельности.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

В решении задач формирования толерантности особая роль отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Современный дошкольник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Принципы воспитания толерантности

Общепедагогические :

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками, степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок).

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толератности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Частные:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной

образовательной среды:

создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в

коллективе педагогов, в детском коллективе;

использование демократического стиля педагогического руководства;

организация диалога и сотрудничества в коллективе;

организация психолого-педагогической поддержки и психологической

защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Для привития норм толерантности в дошкольной организации должны быть сформированы следующие условия :

создание образовательной среды, соответствующей духу толерантности;

специализированная подготовка педагогических кадров, способствующая привитию толерантных норм подрастающему поколению;

применение в работе педагогических технологий, нацеленных на воспитание толерантных установок у детей;

социальное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на воспитание толерантности.

Создание толерантного пространства в дошкольной организации является одним из направлений современного дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач образования является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей.

Для создания толерантного пространства в ДО должны быть созданы психолого-педагогические условия, соответствующие ФГОС ДО:

уважение педагогов к человеческому достоинству детей, формирование их положительной самооценки и уверенности в своих силах и способностях;

поддержка педагогами доброжелательного и положительного взаимоотношения между детьми;

защита детей от всех форм психического и физического насилия;

ориентация образовательного процесса на интересы каждого ребёнка.

Люди, взаимодействующие с детьми в дошкольной организации и создающие так называемое толерантное пространство, должны сами обладать чувством уважения к окружающим назависимо от их религии, расы, национальной принадлежности и культуры. Мировоззрение, профессионализм и убеждения педагогов влияют на эффективность общения с воспитанниками и формирование их взглядов.

Предъявляемые требования к личностно-профессиональным качествам и педагогической деятельности современного педагога разнообразны. Все они направлены на реализацию психолого-терапевтической функции и фасилитаторской (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) позиции педагога по отношению к детям. На первое место выдвигаются знания, умения, навыки, компетенции, которые нужны воспитателю для организации коммуникативно-личностного развития дошкольника.

Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога в качестве одного из центральных умений выделяется умение воспитателя «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимания и принимая их» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н.).

Особое внимание толерантности как способу этического поведения педагога уделяется в «Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ от 06.02.2014 г. № 09-148).

Педагогический работник должен обладать компетенциями, позволяющими создавать ситуацию для развития толерантных установок у воспитанников.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (ФГОС ДО п. 3.2.5.)

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Классификация педагогической позиции, которая выражает коммуникативную толерантность :

«педагог-наседка» (за повседневной чрезмерной опекой своих питомцев прощает им все «прегрешения», «педагог-друг», «педагог-наставник» (педагог социально активен и проявляет высокий уровень толерантного отношения к детям. Позиция «Кота Леопольда» с его излюбленной фразой: «…Ребята давайте жить дружно», с одной стороны, проявляет толерантность, но с другой – нередко приводит к пассивности педагога.

Любое общение педагога с детьми должно носить эмоциональную окрашенность. Такое общение сводится к «живому» человеческому общению, порождающему духовную близость и доверие; дает свободу и право на выражение своих переживаний, является одним из условий эмоционального благополучия. Педагогу необходимо владеть языком движений, что дает ему возможность общаться с детьми не только в речевой форме, но и на вербальном уровне.

Кроме вышеперечисленного педагог должен обладать личностно-ориентированными педагогическими технологиями сотрудничества с воспитанниками. К ним следует отнести такие технологии как диалог, дискуссия и сотрудничество.

В диалоге передаётся самобытность и своеобразие другого человека. Взаимодействие в диалоге предполагает равноправие позиций в общении.

Целью дискуссии является поиск истины. Каждый из её участников вправе отстаивать свою точку зрения, доказывая её право на существование.

Сотрудничество – это коллективная формулировка целей деятельности, общее планирование. Этот стиль сотрудничества активизирует творчество людей, раскрывает личностный потенциал каждого человека. Умело организованные педагогом диалог, дискуссия и сотрудничество являются одним из важнейших пунктов развития толерантности в детском коллективе.

Последним условием формирования толерантности у дошкольников является социальное взаимодействие родителей и педагогов.

Во ФГОС ДО также говорится о сотрудничестве дошкольной организации с семьями воспитанников, которое должно носить открытый характер. Именно родители являются первыми и главными воспитателями детей.

Невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Знакомство с семьёй дошкольника педагог может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что педагог сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением детей. Для младших дошкольников можно предложить нарисовать рисунки на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».

Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.

Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу:

-создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей;

-организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т. д., выполнение семейных заданий;

-проведение праздников семьи;

-проведение совместных занятий;

-создание совместных объединений по интересам.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.

Таким образом, позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов. Развитие толерантности позволяет значительно обогатить детей ценностями культуры, нравственными нормами поведения. Социально значимыми формами общения, способами проявления активности, эмпатийного характера и обеспечить успешность социализации дошкольника.

Специфической формой взаимодействия выступает сотрудничество, т. е. партнерство, которое развивается в постоянном движении, пересечении, сопротивлении суждений, действий, позиций участников, что создает положительный эмоциональный настрой на предстоящую образовательную деятельность.

Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Фотоотчет «Награждение активных участников тематических выставок в ДОУ»Фотоотчет «Награждение активных участников тематических выставок в ДОУ» В нашем детском садике проходят тематические выставки детских, семейных творческих работ, которые приносят большую пользу в коррекционной.

Фотоотчет о походе в Приэльбрусье участников школьного клуба воинских искусствФотоотчет о походе в Приэльбрусье участников школьного клуба воинских искусств Центр детского творчества «Созвездие». Руководитель похода - педагог дополнительного образования Иванов Михаил Константинович. В рамках.

Фотоотчет о проведении Дня толерантностиФотоотчет о проведении Дня толерантности Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное, То, на чем стоит планета вся». Международный день.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Награждение участников областного конкурса «Мир, в котором мы живем»Награждение участников областного конкурса «Мир, в котором мы живем» 1 июня в городе Кемерово поздравляли победителей областного конкурса рисунков по экологии. Как я уже писала в предыдущей публикации,здесь.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Выступление участников студии «Весёлые нотки» в Театре для детей и юношества ВидеоВыступление участников студии «Весёлые нотки» в Театре для детей и юношества Видео Выступление участников студии «Весёлые нотки» в Театре для детей и юношества Выступление участников музыкальной студии «Весёлые нотки».

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности у участников педагогического процесса
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 13:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование толерантности у участников педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Наталья Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД