Ковалева Наталья Петровна
Формирование толерантности у участников педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день нормативные правовые документы, касающиеся образовательной системы, и в том числе дошкольного образования, направлены на улучшение качества образовательных услуг. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Воспитание уважения к окружающим и самоуважения позволит с дошкольного детства уважительно относиться к другим нациям и культурам и к себе. Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни:
если ребёнок встречается с враждебностью, он начинает драться;
Публикация «Формирование толерантности у участников педагогического процесса» размещена в разделах
если ребёнка постоянно стыдят, он становится робким;
если ребёнка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Воспитание терпимости к другим вкусам, привычкам, взглядам, поможет детям не только найти общий язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями разных культур.
Поэтому, важнейшей задачей является формирование у дошкольника умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность».
16 ноября 1995 года весь мир отмечает День Толерантности. В этот день утверждена ЮНЕСКО деклорация принципов толерантности.
В педагогических исследованиях понятие «толерантность» раскрывалось с разных методологических позиций и соответственно наполнялось различными содержательными характеристиками. Обозначим основные ракурсы рассмотрения толерантности, которые находят отражение в научной и методической литературе:
качество личности, выражающееся в готовности принимать мнение других людей, проявлять уважение и терпимость к другому образу жизни, способность слушать, сопереживать, оказывать помощь и т. п. ;
ценностное отношение к людям других национальностей, человеку вообще, выражающееся в признании и принятии их как представителей иных культур, вне связи с этнокультурными особенностями;
общечеловеческая ценность, присущая людям разных культур, вероисповеданий и позволяющая выстраивать разнообразие отношений человека и общества и др. ;
педагогическая толерантность, под которой понимается способность педагога разрешать конфликтные ситуации, трудности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, а также устойчивость к воздействию негативных факторов (угроз, агрессии со стороны детей, родителей и др., готовность противостоять деструктивным влияниям.
Виды толерантности
Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические убеждения.
Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ в рамках одной науки, в рамках одного научного направления.
Бытовая толерантность – терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения. Она проявляется в межличностных отношениях.
Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии, признавая, что и ты можешь допускать ошибки, способность прощать слабости и несовершенства подчиненным.
Религиозная толерантность – терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям.
Этническая толерантность – уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности. Противоположное понятие – ксенофобия.
Медицинская толерантность – физиологическая выносимость пациентом применения того или иного препарата, переносимость лекарства.
Экологическая толерантность – способность живых существ переносить те или иные изменения в окружающей среде.
Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов и пристрастий людей в сфере культуры.
Музыкальная толерантность – уважительное отношение к различным музыкальным стилям и их поклонникам, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка.
Спортивная толерантность – отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам, кроме «своей», уважительное, объективное отношение к другим спортивным командам и их болельщикам.
Все виды толерантности по предмету проявления имеют два аспекта – поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности – которая проявляется в общении - и поведенческой толерантности - в деятельности.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
В решении задач формирования толерантности особая роль отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Современный дошкольник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.
Принципы воспитания толерантности
Общепедагогические :
Принцип целенаправленности
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками, степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок).
Принцип культуросообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принципы связи воспитания толератности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир
Принцип опоры на положительное в ребенке
Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Частные:
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка
Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.
Принцип единства знания и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной
образовательной среды:
создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в
коллективе педагогов, в детском коллективе;
использование демократического стиля педагогического руководства;
организация диалога и сотрудничества в коллективе;
организация психолого-педагогической поддержки и психологической
защищенности членов коллектива.
Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.
Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
Для привития норм толерантности в дошкольной организации должны быть сформированы следующие условия :
создание образовательной среды, соответствующей духу толерантности;
специализированная подготовка педагогических кадров, способствующая привитию толерантных норм подрастающему поколению;
применение в работе педагогических технологий, нацеленных на воспитание толерантных установок у детей;
социальное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на воспитание толерантности.
Создание толерантного пространства в дошкольной организации является одним из направлений современного дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач образования является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей.
Для создания толерантного пространства в ДО должны быть созданы психолого-педагогические условия, соответствующие ФГОС ДО:
уважение педагогов к человеческому достоинству детей, формирование их положительной самооценки и уверенности в своих силах и способностях;
поддержка педагогами доброжелательного и положительного взаимоотношения между детьми;
защита детей от всех форм психического и физического насилия;
ориентация образовательного процесса на интересы каждого ребёнка.
Люди, взаимодействующие с детьми в дошкольной организации и создающие так называемое толерантное пространство, должны сами обладать чувством уважения к окружающим назависимо от их религии, расы, национальной принадлежности и культуры. Мировоззрение, профессионализм и убеждения педагогов влияют на эффективность общения с воспитанниками и формирование их взглядов.
Предъявляемые требования к личностно-профессиональным качествам и педагогической деятельности современного педагога разнообразны. Все они направлены на реализацию психолого-терапевтической функции и фасилитаторской (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) позиции педагога по отношению к детям. На первое место выдвигаются знания, умения, навыки, компетенции, которые нужны воспитателю для организации коммуникативно-личностного развития дошкольника.
Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога в качестве одного из центральных умений выделяется умение воспитателя «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимания и принимая их» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н.).
Особое внимание толерантности как способу этического поведения педагога уделяется в «Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ от 06.02.2014 г. № 09-148).
Педагогический работник должен обладать компетенциями, позволяющими создавать ситуацию для развития толерантных установок у воспитанников.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (ФГОС ДО п. 3.2.5.)
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Классификация педагогической позиции, которая выражает коммуникативную толерантность :
«педагог-наседка» (за повседневной чрезмерной опекой своих питомцев прощает им все «прегрешения», «педагог-друг», «педагог-наставник» (педагог социально активен и проявляет высокий уровень толерантного отношения к детям. Позиция «Кота Леопольда» с его излюбленной фразой: «…Ребята давайте жить дружно», с одной стороны, проявляет толерантность, но с другой – нередко приводит к пассивности педагога.
Любое общение педагога с детьми должно носить эмоциональную окрашенность. Такое общение сводится к «живому» человеческому общению, порождающему духовную близость и доверие; дает свободу и право на выражение своих переживаний, является одним из условий эмоционального благополучия. Педагогу необходимо владеть языком движений, что дает ему возможность общаться с детьми не только в речевой форме, но и на вербальном уровне.
Кроме вышеперечисленного педагог должен обладать личностно-ориентированными педагогическими технологиями сотрудничества с воспитанниками. К ним следует отнести такие технологии как диалог, дискуссия и сотрудничество.
В диалоге передаётся самобытность и своеобразие другого человека. Взаимодействие в диалоге предполагает равноправие позиций в общении.
Целью дискуссии является поиск истины. Каждый из её участников вправе отстаивать свою точку зрения, доказывая её право на существование.
Сотрудничество – это коллективная формулировка целей деятельности, общее планирование. Этот стиль сотрудничества активизирует творчество людей, раскрывает личностный потенциал каждого человека. Умело организованные педагогом диалог, дискуссия и сотрудничество являются одним из важнейших пунктов развития толерантности в детском коллективе.
Последним условием формирования толерантности у дошкольников является социальное взаимодействие родителей и педагогов.
Во ФГОС ДО также говорится о сотрудничестве дошкольной организации с семьями воспитанников, которое должно носить открытый характер. Именно родители являются первыми и главными воспитателями детей.
Невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Знакомство с семьёй дошкольника педагог может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что педагог сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением детей. Для младших дошкольников можно предложить нарисовать рисунки на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».
Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.
Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу:
-создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей;
-организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т. д., выполнение семейных заданий;
-проведение праздников семьи;
-проведение совместных занятий;
-создание совместных объединений по интересам.
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.
Таким образом, позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов. Развитие толерантности позволяет значительно обогатить детей ценностями культуры, нравственными нормами поведения. Социально значимыми формами общения, способами проявления активности, эмпатийного характера и обеспечить успешность социализации дошкольника.
Специфической формой взаимодействия выступает сотрудничество, т. е. партнерство, которое развивается в постоянном движении, пересечении, сопротивлении суждений, действий, позиций участников, что создает положительный эмоциональный настрой на предстоящую образовательную деятельность.
Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности.