Получи документы

Формирование словаря детей подготовительной к школе группы с помощью зарубежной авторской сказки

Литвиненко Елизавета
Формирование словаря детей подготовительной к школе группы с помощью зарубежной авторской сказки

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития мышления. Для успешного обогащения и активизации словаря должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование словаря детей подготовительной к школе группы с помощью зарубежной авторской сказки» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует следующие нормы: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с формированием детского словаря, являются центральной задачей речевого воспитания детей. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Сказки с давних времен являются неотъемлемой частью детского чтения. Сказки как воплощение живого источника народной мудрости привлекают детей неистощимой выдумкой, оптимизмом, гуманизмом, неизменной победой добра над злом, активно действующими, побеждающими все препятствия героями. Этими вопросами в разное время занимались такие авторы как : А. Т. Алексеевкая, Л. В. Ворошина, А. В. Запорожец и другие.

К сожалению, зарубежные авторские сказки Шарля Перо, Ханса Кристиана Андерсона, братьев Гримм не используется воспитателем для формирования словаря. Проблема данного исследования: какие методы и приемы использования зарубежной авторской сказки будут способствовать формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс формирования словаря детей подготовительно к школе группы.

Предмет исследования: использование зарубежных авторских сказок как средства формирования словаря детей подготовительной к школе группы.

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытная проверка методов и приемов развития словаря с помощью зарубежных авторских сказок у детей подготовительной к школе группы.

Гипотеза: использование зарубежной авторской сказки в формировании словаря детей подготовительной к школе группе будет наиболее эффективным, если:

-регулярно включать зарубежные авторские сказки в занятия по речевому развитию; ….

- использовать различные методы и приемы при чтении зарубежных авторских сказок : выразительное чтение педагога, рассматривание иллюстраций, презентация, объяснение новых слов, проговаривание, повторение, беседа по прочитанному;….

- регулярно включать чтение зарубежное авторской сказки в режимные моменты : утренний приём, прогулка, вечернее время.

В ходе написания данной квалификационной работы решались следующие задачи:

1. Выявить особенности формирования словаря детей подготовительной к школе группы.

2. Рассмотреть взгляды ученых, педагогов, исследователей на вопросы влияния зарубежной авторской сказки на формирование словаря детей подготовительной к школе группе.

3. Систематизировать методы и приемы использования зарубежных авторских сказок, в формировании словаря детей подготовительной к школе группы.

4. Выявить исходный уровень формирования словаря детей подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад №125».

5. Разработать и провести занятия и беседы по формированию словаря с использованием зарубежной авторской сказки детей подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад №125».

6. Проанализировать результаты опытно-практической работы по формированию словаря детей подготовительной к школе группы и разработать методические рекомендации для воспитателей.

В педагогическом исследовании были использованы методы: анализ, синтез, индукция и дедукция, обобщение, анализ педагогической и методической литературы, констатирующий эксперимент (диагностическая беседа и наблюдение, опытная работа, наблюдения, беседа, метод математической обработки результатов.

Базой проведения педагогических исследований является МБДОУ «Детский сад № 125».

Характер работы: опытно-практический.

Предполагаемый объем: 40-60 страниц.

Ожидаемый результат: повышение стадии сформированности словаря детей подготовительной к школе группы, разработка технологических карт занятий по речевому развитию с использование зарубежных авторских сказок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384). Электрон. текстовые данные. – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. Режим доступа: https://www.e-osnova.ru/news/178, свободный.

2. Алексеевская, А. Т. Формирование читательских интересов дошкольников[Текст] / А. Т. Алексеевская. - Москва: АСТ, 2012.-64с.

3. Березина, Н. В. Литературное образование дошкольников [Текст]/ Н. В. Березина. - Москва: Наука и образование, 2015.- С. 613-616.

4. Вачкова, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психическую сказку [Текст] / И. В. Вачкова. - Москва: Ось, 2001.-315с.

5. Ворошина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть1. Младшая и средняя группы доу : практическое пособие для среднего профессионального образования[Электронный ресурс]/ Л. В. Ворошина. -2-еизд. -Москва: Издательство Юрайт, 2019.-217с. -(Профессиональное образование).- https://biblio-online.ru/viewer/razvitie-rechi-i-obscheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-2-ch-chast-2-starshaya-i-podgotovitelnaya-gruppy-441929#page/1.- URL :https://biblio-online.ru/bcode/441348 ( дата обращения:01.02.2020)

6. Гариева, Л. В. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Л. В. Гариева. - Москва: Просвещение, 2015. -С. 89-93.

7. Галеева, Е. В. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ ред. А. В. Горбенко. - Москва: АСТ, 2015. -С. 152-154.

8. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст]/ А. В. Запорожец // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. -Москва:АСТ, 1949.-246с.

9. Зинкевич, Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии [Текст]/ Т. Д. Зинкевич. - Санкт-Петербург: Речь, 2003.

10. Капская, А. Ю. Развивающая сказкотерапия для детей [Текст]/ А. Ю. Капская. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

11. Калинина, Т. В. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка [Текст]/ Т. В. Калинина. - Москва: Просвещение, 2016.-609с.

12. Кудрина, Н. М. Развитие литературного творчества у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ С. Б. Шухардина. - Москва: Просвещение, 2015. -С. 76-80.

13. Нищева, Н. В. Развивающие сказки[Текст]/ Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. - 47 c.

14. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] : под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: Мозаика - Синтез, 2016.

15. Овчинникова, Е. С. Значение сказки в развитии дошкольника [Текст] / Е. С. Овчинникова. - Москва: Мозайка-Синтез, 2015. -606. с

16. Танина, Л. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников[Текст]/ Л. В. Танина. - Москва: АСТ, 1999.-96с.

17. Танникова, Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников [Текст]/ Е. Б. Танникова. - Москва: Сфера, 2001.-96с.

18. Ушакова, О. С. Ознакомление с художественной литературой во взаимосвязи с развитием речи и творчества дошкольников [Текст]/ О. С. Ушакова. -Москва: Мозайка-Синтез, 2015.-С. 49-53.

19. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова. - Москва: ВЛАДОС, 2004. -288 с.

Публикации по теме:

Дети подготовительной к школе группы лепят на тему «Бабушкины сказки»Дети подготовительной к школе группы лепят на тему «Бабушкины сказки» Сказочного зимнего вечера всем, кто заглянул на огонёк! Некоторые коллеги знают, что по профессии я учитель. Хочу представить вашему вниманию.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок». Учитель – логопед:.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Новогодняя викторина «Зимние сказки» для родителей и детей подготовительной к школе группыНовогодняя викторина «Зимние сказки» для родителей и детей подготовительной к школе группы В ходе новогоднего утренника по мотивам сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» складывалась ситуация превращения рукодельницы Настеньки.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Участие в конкурсе «Чистая капелька». Инсценировка авторской сказки «Как Морской царь внучек-капелек искал» Ежегодно в нашем городе проводится экологический конкурс «Чистая капелька». Педагоги дошкольных учреждений вместе с детьми принимают в нём.

Выпускной для детей подготовительной к школе группыВыпускной для детей подготовительной к школе группы Выпускной для детей подготовительной к школе группы Сценарий составила: Магкиева. С. В. 2017 г. запись) Мы приглашаем вас.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование словаря детей подготовительной к школе группы с помощью зарубежной авторской сказки
Опубликовано: 21 марта 2020 в 17:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД