Папки-передвижки

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Надежда Шуряева
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до

«Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.»

В. А. Сухомлинский

1. Теоретическая интерпретация опыта

Возраст детей от трех до семи лет – важный период, в котором закладываются прочные основы здоровья.

Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Одной из основных задач из ФГОС (П 1.6) является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Условия реализации опыта.

ФГОС ДО (П 3.3.1) раскрывает требования к развивающей предметно – пространственной среде «обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении приспособленной для реализации Программы (далее-участок, материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

В целях создания условий по реализации данного опыта работы, необходимо:

определение времени в расписании деятельности педагога и воспитанников;

• обеспечение взаимодействия педагога группы с родителями воспитанников;

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• компьютер, проектор, электронный методический комплект;

• атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

• подбор художественной литературы;

материалы для продуктивной деятельности: раскраски, карандаши, трафареты.

Результативность.

Предполагаемые результаты. Считаю, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающим.

Данный опыт работы если будет реализован успешно, то будет:

у детей:

1. сформированы базовые представления о человеческом организме и его возможностях;

2. методы, направленные на сохранение здоровья;

3. у воспитанников обогатится и пассивный и активный словарь;

4. активизируется фразовая речь по теме в соответствии с возрастными особенностями;

дети будут:

• выполнять более уверенно задания в играх, в игровых ситуациях;

• с удовольствием применять культурно-гигиенические навыки, радоваться своей самостоятельности и результату;

• с интересом слушать, рассказывать стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. д.

Описание реализации опыта.

Теоретическая основа опыта.

Формирование знаний и воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Были проведены следующие мероприятия:

- дидактические игры по ЗОЖ: «Я и мое тело», «Сложи портрет», «Одень куклу Дашу» и др. ; (Приложение № 1)

- игры – вкладыши: «Части тела», «Наши пальчики» и др.

- картотека «Беседы по ЗОЖ» : Беседа «Какой я, что у меня внутри», Беседа

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» и (Приложение № 2)

- презентаций по теме ЗОЖ;

- игры по «здоровому образу жизни» : «Правила гигиены», «Чтобы кожа была

здоровой», «Как нужно ухаживать за собой» (Приложение № 3)

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

Приучаем ребё нка к индивидуальной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.

Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

В группе имеются наборы иллюстраций и картин: «Я умываюсь», «Мое тело» и т. п. ;

3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.

Центр двигательной активности постоянно пополняется спортивным оборудованием для выполнения физкультурных упражнений.

В центре двигательной активности имеются наборы иллюстраций и картин: «Делаю зарядку» и т. п. ;

Все игры, беседы были проведены согласно Циклограмме (описание игр, бесед приведено в Приложениях 1, 2, 3.)

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Образовательная деятельность с воспитанниками.

В своей работе педагогический коллектив руководствуется примерной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, а так же федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Авторы комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» рекомендуют при построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы осуществлять в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности.

Совместно с медицинским работником детского сада, изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав мониторинг по разделу «Физическое развитие», пришла к выводу, что многие дети не имели представление о здоровом образе жизни и культурно – гигиенических навыков, имеют средний и низкий уровни физического развития и часто болеют. Наблюдения за часто болеющими детьми показали, что обычно заболевание начинается с насморка, заложенности носа, затем появляется кашель. Даже проболев определенный срок, дети, приходят в детский сад не полностью долеченными.

Для решения возникшей проблемы, я составила перспективное планирование мероприятий по формированию представлений здорового образа жизни, начиная с младшего дошкольного возраст «План работы по оздоровлению детей» (Приложение № 4)

Как основа знаний по оздоровлению детей, провела такие мероприятия как:

- досуг здоровья и подвижных игр «Вечер подвижных игр»;

- показ презентации «Почему нужно чистить зубы»;

- игра «Как вырасти здоровым» и т. п.

Мероприятия проводились согласно Циклограмме группы. (Приложение № 5)

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания по Кудрявцеву В. Т. и Егорову Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления», рекомендованная программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Методика закаливания содержит способы:

- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,

- контрастные ванночки для рук (круглый год)

контрастные ванночки для ног – в летний период

- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

- дыхательные и звуковые упражнения

- точечный массаж

- формирование и коррекция осанки

- профилактика плоскостопий

- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук

- упражнение на развитие мимики и артикуляции

- физкультминутки

- организация работы с ослабленными детьми

- ходьба босиком по «дорожке здоровья»

Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу с согласия родителей.

Для укрепления же эмоционального здоровья детей использую психогимнастику, сказкотерапию, улыбкотерапию, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций. Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и привлечь родителей в игровой процесс.

Начиная с первой младшей группы проводила ежедневно здоровьесберегающие

мероприятия такие как:

здоровьесберегающие технологии : музыкальное воздействие, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, улыбкотерапия, дорожка здоровья до и после сна, босохождение, воздушные ванны с упражнениями, дыхательная гимнастика, гигиенические процедуры (умывание прохладной водой в течении дня, сон с доступом свежего воздуха, утренний прием воспитанников на свежем воздухе в летний период,подвижные игры в группе и на свежем воздухе, здоровое питание;

• проходили «Досуги здоровья» : «Путешествие в страну Здоровячков», «Озорной зайчишка», «Малышы-крепыши», «Снег снежок – белая вся улица», «Путеществие к Лунтику», «Веселое путешествие»;

• создала картотеку игр по ЗОЖ, дидактические игры по ЗОЖ для дошкольного возраста;

провела для родителей малышей консультации:

- Консультация «Закаливание детей раннего возраста»

- Информационный стенд «Все об игрушках»

- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»

- Информационный стенд «Лето и его опасности»

Продолжала работу во второй младшей группе и в средней группе,

«Планирование в во 2 мл группе», «Планирование в средней группе», (Приложение № 4)

постепенно расширяя и позволяя получать детям знания доступны их возрасту.

Освоив новую технологию проектирование были запланированы и проведены проекты по самообразованию на такие темы : (Приложение № 6)

• Проект «Будь здоров, малыш!»

• Проект «Познай себя»

• Проект «Мы обедаем»

• Проект «Целый день: наш режим»

• Проект «Поговорим о здоровье».

В своей работе я уделяю большое значение созданию благоприятных условий для реализации укрепления здоровья детей и в группе были созданы различные

«Центры развития» :

- центр познавательной активности: дидактические игры «Что сначала, что потом»,

«Одень куклу Дашу», «Я и мое тело», «Сложи портрет», игры – вкладыши

«Части тела», «Наши пальчики, карточки «Безопасность дома и на улице», и др.

центр двигательной активности: спортивное оборудование для физического развития- гимнастические палки, обручи, скакалки, цветные ленты на колечках, «дорожки здоровья», мячи, кольцеброс и т. д.

- центр «Здоровье» : персонаж Айболит, «Азбука здоровья», книга «Я и мое тело»,

иллюстративный материал, игры по «здоровому образу жизни»;

центр творчества: раскраски, карандаши, трафареты.

В центрах игр для девочек и мальчиков: атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Наличие развивающей предметно-пространственной среды позволяет обогатить познавательную деятельность, наполняя её реальным смыслом и содержанием.

Взаимодействие с родителями.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

По «Взаимодействию с родителями» был составлен план на каждый учебный год, начиная с первой младшей группы, что и помогает мне наладить взаимоотношения с родителями через разнообразные формы работы (Приложение № 7).

В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, например, такие как:

- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»

- Консультация "Да здравствует мыло душистое"

- Консультация "Учимся чистить зубы".

Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими и помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграй-ка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Галанов, А. С. Игры которые лечат / А. С. Галанов. -М. : ТЦ «Сфера», 2004.-96 с.

2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под редакцией В. И. Логиновой; под редакцией Т,И. Бабаевой, З,А, Михайловой, А,М, Гуревич. – СПб. : Детство-Пресс, 2002 .

3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Т. И. Бабаевой. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

4. Методические советы к программе «Детство». Детство – Пресс – 2002 г.

5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления»

6. Павлова, Л. М. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. М. Павлова. - М. : Просвещение, 1987.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия - беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампанииФормирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Праздник «Индиана» по формирование представления о здоровом образе жизни Праздник "Индиана" Цель: формирование представления о здоровом образе жизни. Задачи: - образовательная: выделить компоненты здоровья человека.

Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну»Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну» Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Ход театрализованного представления Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами.

Стенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группыСтенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группы Итогом образовательной и воспитательной деятельности с детьми старшей группы о здорово образе жизни стала стенгазета «Я здоровым быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 23 мая 2021 в 09:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шуряева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД