Надежда Шуряева
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до
«Формирование представлений о здоровом образе жизни
у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А. Сухомлинский
1. Теоретическая интерпретация опыта
Возраст детей от трех до семи лет – важный период, в котором закладываются прочные основы здоровья.
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Одной из основных задач из ФГОС (П 1.6) является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Условия реализации опыта.
ФГОС ДО (П 3.3.1) раскрывает требования к развивающей предметно – пространственной среде «обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении приспособленной для реализации Программы (далее-участок, материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
В целях создания условий по реализации данного опыта работы, необходимо:
• определение времени в расписании деятельности педагога и воспитанников;
• обеспечение взаимодействия педагога группы с родителями воспитанников;
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• компьютер, проектор, электронный методический комплект;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• подбор художественной литературы;
• материалы для продуктивной деятельности: раскраски, карандаши, трафареты.
Результативность.
Предполагаемые результаты. Считаю, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающим.
Данный опыт работы если будет реализован успешно, то будет:
у детей:
1. сформированы базовые представления о человеческом организме и его возможностях;
2. методы, направленные на сохранение здоровья;
3. у воспитанников обогатится и пассивный и активный словарь;
4. активизируется фразовая речь по теме в соответствии с возрастными особенностями;
дети будут:
• выполнять более уверенно задания в играх, в игровых ситуациях;
• с удовольствием применять культурно-гигиенические навыки, радоваться своей самостоятельности и результату;
• с интересом слушать, рассказывать стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. д.
Описание реализации опыта.
Теоретическая основа опыта.
Формирование знаний и воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Были проведены следующие мероприятия:
- дидактические игры по ЗОЖ: «Я и мое тело», «Сложи портрет», «Одень куклу Дашу» и др. ; (Приложение № 1)
- игры – вкладыши: «Части тела», «Наши пальчики» и др.
- картотека «Беседы по ЗОЖ» : Беседа «Какой я, что у меня внутри», Беседа
«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» и (Приложение № 2)
- презентаций по теме ЗОЖ;
- игры по «здоровому образу жизни» : «Правила гигиены», «Чтобы кожа была
здоровой», «Как нужно ухаживать за собой» (Приложение № 3)
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
Приучаем ребё нка к индивидуальной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
В группе имеются наборы иллюстраций и картин: «Я умываюсь», «Мое тело» и т. п. ;
3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.
Центр двигательной активности постоянно пополняется спортивным оборудованием для выполнения физкультурных упражнений.
В центре двигательной активности имеются наборы иллюстраций и картин: «Делаю зарядку» и т. п. ;
Все игры, беседы были проведены согласно Циклограмме (описание игр, бесед приведено в Приложениях 1, 2, 3.)
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Образовательная деятельность с воспитанниками.
В своей работе педагогический коллектив руководствуется примерной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, а так же федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Авторы комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» рекомендуют при построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы осуществлять в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности.
Совместно с медицинским работником детского сада, изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав мониторинг по разделу «Физическое развитие», пришла к выводу, что многие дети не имели представление о здоровом образе жизни и культурно – гигиенических навыков, имеют средний и низкий уровни физического развития и часто болеют. Наблюдения за часто болеющими детьми показали, что обычно заболевание начинается с насморка, заложенности носа, затем появляется кашель. Даже проболев определенный срок, дети, приходят в детский сад не полностью долеченными.
Для решения возникшей проблемы, я составила перспективное планирование мероприятий по формированию представлений здорового образа жизни, начиная с младшего дошкольного возраст «План работы по оздоровлению детей» (Приложение № 4)
Как основа знаний по оздоровлению детей, провела такие мероприятия как:
- досуг здоровья и подвижных игр «Вечер подвижных игр»;
- показ презентации «Почему нужно чистить зубы»;
- игра «Как вырасти здоровым» и т. п.
Мероприятия проводились согласно Циклограмме группы. (Приложение № 5)
Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания по Кудрявцеву В. Т. и Егорову Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления», рекомендованная программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Методика закаливания содержит способы:
- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,
- контрастные ванночки для рук (круглый год)
контрастные ванночки для ног – в летний период
- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей
- дыхательные и звуковые упражнения
- точечный массаж
- формирование и коррекция осанки
- профилактика плоскостопий
- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук
- упражнение на развитие мимики и артикуляции
- физкультминутки
- организация работы с ослабленными детьми
- ходьба босиком по «дорожке здоровья»
Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу с согласия родителей.
Для укрепления же эмоционального здоровья детей использую психогимнастику, сказкотерапию, улыбкотерапию, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций. Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и привлечь родителей в игровой процесс.
Начиная с первой младшей группы проводила ежедневно здоровьесберегающие
мероприятия такие как:
• здоровьесберегающие технологии : музыкальное воздействие, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, улыбкотерапия, дорожка здоровья до и после сна, босохождение, воздушные ванны с упражнениями, дыхательная гимнастика, гигиенические процедуры (умывание прохладной водой в течении дня, сон с доступом свежего воздуха, утренний прием воспитанников на свежем воздухе в летний период,подвижные игры в группе и на свежем воздухе, здоровое питание;
• проходили «Досуги здоровья» : «Путешествие в страну Здоровячков», «Озорной зайчишка», «Малышы-крепыши», «Снег снежок – белая вся улица», «Путеществие к Лунтику», «Веселое путешествие»;
• создала картотеку игр по ЗОЖ, дидактические игры по ЗОЖ для дошкольного возраста;
• провела для родителей малышей консультации:
- Консультация «Закаливание детей раннего возраста»
- Информационный стенд «Все об игрушках»
- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»
- Информационный стенд «Лето и его опасности»
Продолжала работу во второй младшей группе и в средней группе,
«Планирование в во 2 мл группе», «Планирование в средней группе», (Приложение № 4)
постепенно расширяя и позволяя получать детям знания доступны их возрасту.
Освоив новую технологию проектирование были запланированы и проведены проекты по самообразованию на такие темы : (Приложение № 6)
• Проект «Будь здоров, малыш!»
• Проект «Познай себя»
• Проект «Мы обедаем»
• Проект «Целый день: наш режим»
• Проект «Поговорим о здоровье».
В своей работе я уделяю большое значение созданию благоприятных условий для реализации укрепления здоровья детей и в группе были созданы различные
«Центры развития» :
- центр познавательной активности: дидактические игры «Что сначала, что потом»,
«Одень куклу Дашу», «Я и мое тело», «Сложи портрет», игры – вкладыши
«Части тела», «Наши пальчики, карточки «Безопасность дома и на улице», и др.
• центр двигательной активности: спортивное оборудование для физического развития- гимнастические палки, обручи, скакалки, цветные ленты на колечках, «дорожки здоровья», мячи, кольцеброс и т. д.
- центр «Здоровье» : персонаж Айболит, «Азбука здоровья», книга «Я и мое тело»,
иллюстративный материал, игры по «здоровому образу жизни»;
• центр творчества: раскраски, карандаши, трафареты.
В центрах игр для девочек и мальчиков: атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Наличие развивающей предметно-пространственной среды позволяет обогатить познавательную деятельность, наполняя её реальным смыслом и содержанием.
Взаимодействие с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
По «Взаимодействию с родителями» был составлен план на каждый учебный год, начиная с первой младшей группы, что и помогает мне наладить взаимоотношения с родителями через разнообразные формы работы (Приложение № 7).
В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, например, такие как:
- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»
- Консультация "Да здравствует мыло душистое"
- Консультация "Учимся чистить зубы".
Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими и помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграй-ка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Галанов, А. С. Игры которые лечат / А. С. Галанов. -М. : ТЦ «Сфера», 2004.-96 с.
2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под редакцией В. И. Логиновой; под редакцией Т,И. Бабаевой, З,А, Михайловой, А,М, Гуревич. – СПб. : Детство-Пресс, 2002 .
3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Т. И. Бабаевой. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
4. Методические советы к программе «Детство». Детство – Пресс – 2002 г.
5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления»
6. Павлова, Л. М. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. М. Павлова. - М. : Просвещение, 1987.