Получи документы

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Надежда Шуряева
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.»

В. А. Сухомлинский

1. Теоретическая интерпретация опыта

Возраст детей от трех до семи лет – важный период, в котором закладываются прочные основы здоровья.

Темочки:

Одной из основных задач из ФГОС (П 1.6) является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Условия реализации опыта.

ФГОС ДО (П 3.3.1) раскрывает требования к развивающей предметно – пространственной среде «обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении приспособленной для реализации Программы (далее-участок, материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

В целях создания условий по реализации данного опыта работы, необходимо:

определение времени в расписании деятельности педагога и воспитанников;

• обеспечение взаимодействия педагога группы с родителями воспитанников;

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• компьютер, проектор, электронный методический комплект;

• атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

• подбор художественной литературы;

материалы для продуктивной деятельности: раскраски, карандаши, трафареты.

Результативность.

Предполагаемые результаты. Считаю, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающим.

Данный опыт работы если будет реализован успешно, то будет:

у детей:

1. сформированы базовые представления о человеческом организме и его возможностях;

2. методы, направленные на сохранение здоровья;

3. у воспитанников обогатится и пассивный и активный словарь;

4. активизируется фразовая речь по теме в соответствии с возрастными особенностями;

дети будут:

• выполнять более уверенно задания в играх, в игровых ситуациях;

• с удовольствием применять культурно-гигиенические навыки, радоваться своей самостоятельности и результату;

• с интересом слушать, рассказывать стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. д.

Описание реализации опыта.

Теоретическая основа опыта.

Формирование знаний и воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Были проведены следующие мероприятия:

- дидактические игры по ЗОЖ: «Я и мое тело», «Сложи портрет», «Одень куклу Дашу» и др. ; (Приложение № 1)

- игры – вкладыши: «Части тела», «Наши пальчики» и др.

- картотека «Беседы по ЗОЖ» : Беседа «Какой я, что у меня внутри», Беседа

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» и (Приложение № 2)

- презентаций по теме ЗОЖ;

- игры по «здоровому образу жизни» : «Правила гигиены», «Чтобы кожа была

здоровой», «Как нужно ухаживать за собой» (Приложение № 3)

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

Приучаем ребё нка к индивидуальной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.

Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

В группе имеются наборы иллюстраций и картин: «Я умываюсь», «Мое тело» и т. п. ;

3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.

Центр двигательной активности постоянно пополняется спортивным оборудованием для выполнения физкультурных упражнений.

В центре двигательной активности имеются наборы иллюстраций и картин: «Делаю зарядку» и т. п. ;

Все игры, беседы были проведены согласно Циклограмме (описание игр, бесед приведено в Приложениях 1, 2, 3.)

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Образовательная деятельность с воспитанниками.

В своей работе педагогический коллектив руководствуется примерной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, а так же федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Авторы комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» рекомендуют при построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы осуществлять в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности.

Совместно с медицинским работником детского сада, изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав мониторинг по разделу «Физическое развитие», пришла к выводу, что многие дети не имели представление о здоровом образе жизни и культурно – гигиенических навыков, имеют средний и низкий уровни физического развития и часто болеют. Наблюдения за часто болеющими детьми показали, что обычно заболевание начинается с насморка, заложенности носа, затем появляется кашель. Даже проболев определенный срок, дети, приходят в детский сад не полностью долеченными.

Для решения возникшей проблемы, я составила перспективное планирование мероприятий по формированию представлений здорового образа жизни, начиная с младшего дошкольного возраст «План работы по оздоровлению детей» (Приложение № 4)

Как основа знаний по оздоровлению детей, провела такие мероприятия как:

- досуг здоровья и подвижных игр «Вечер подвижных игр»;

- показ презентации «Почему нужно чистить зубы»;

- игра «Как вырасти здоровым» и т. п.

Мероприятия проводились согласно Циклограмме группы. (Приложение № 5)

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания по Кудрявцеву В. Т. и Егорову Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления», рекомендованная программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Методика закаливания содержит способы:

- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,

- контрастные ванночки для рук (круглый год)

контрастные ванночки для ног – в летний период

- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

- дыхательные и звуковые упражнения

- точечный массаж

- формирование и коррекция осанки

- профилактика плоскостопий

- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук

- упражнение на развитие мимики и артикуляции

- физкультминутки

- организация работы с ослабленными детьми

- ходьба босиком по «дорожке здоровья»

Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу с согласия родителей.

Для укрепления же эмоционального здоровья детей использую психогимнастику, сказкотерапию, улыбкотерапию, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций. Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и привлечь родителей в игровой процесс.

Начиная с первой младшей группы проводила ежедневно здоровьесберегающие

мероприятия такие как:

здоровьесберегающие технологии : музыкальное воздействие, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, улыбкотерапия, дорожка здоровья до и после сна, босохождение, воздушные ванны с упражнениями, дыхательная гимнастика, гигиенические процедуры (умывание прохладной водой в течении дня, сон с доступом свежего воздуха, утренний прием воспитанников на свежем воздухе в летний период,подвижные игры в группе и на свежем воздухе, здоровое питание;

• проходили «Досуги здоровья» : «Путешествие в страну Здоровячков», «Озорной зайчишка», «Малышы-крепыши», «Снег снежок – белая вся улица», «Путеществие к Лунтику», «Веселое путешествие»;

• создала картотеку игр по ЗОЖ, дидактические игры по ЗОЖ для дошкольного возраста;

провела для родителей малышей консультации:

- Консультация «Закаливание детей раннего возраста»

- Информационный стенд «Все об игрушках»

- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»

- Информационный стенд «Лето и его опасности»

Продолжала работу во второй младшей группе и в средней группе,

«Планирование в во 2 мл группе», «Планирование в средней группе», (Приложение № 4)

постепенно расширяя и позволяя получать детям знания доступны их возрасту.

Освоив новую технологию проектирование были запланированы и проведены проекты по самообразованию на такие темы : (Приложение № 6)

• Проект «Будь здоров, малыш!»

• Проект «Познай себя»

• Проект «Мы обедаем»

• Проект «Целый день: наш режим»

• Проект «Поговорим о здоровье».

В своей работе я уделяю большое значение созданию благоприятных условий для реализации укрепления здоровья детей и в группе были созданы различные

«Центры развития» :

- центр познавательной активности: дидактические игры «Что сначала, что потом»,

«Одень куклу Дашу», «Я и мое тело», «Сложи портрет», игры – вкладыши

«Части тела», «Наши пальчики, карточки «Безопасность дома и на улице», и др.

центр двигательной активности: спортивное оборудование для физического развития- гимнастические палки, обручи, скакалки, цветные ленты на колечках, «дорожки здоровья», мячи, кольцеброс и т. д.

- центр «Здоровье» : персонаж Айболит, «Азбука здоровья», книга «Я и мое тело»,

иллюстративный материал, игры по «здоровому образу жизни»;

центр творчества: раскраски, карандаши, трафареты.

В центрах игр для девочек и мальчиков: атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Наличие развивающей предметно-пространственной среды позволяет обогатить познавательную деятельность, наполняя её реальным смыслом и содержанием.

Взаимодействие с родителями.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

По «Взаимодействию с родителями» был составлен план на каждый учебный год, начиная с первой младшей группы, что и помогает мне наладить взаимоотношения с родителями через разнообразные формы работы (Приложение № 7).

В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, например, такие как:

- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»

- Консультация "Да здравствует мыло душистое"

- Консультация "Учимся чистить зубы".

Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими и помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграй-ка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Галанов, А. С. Игры которые лечат / А. С. Галанов. -М. : ТЦ «Сфера», 2004.-96 с.

2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под редакцией В. И. Логиновой; под редакцией Т,И. Бабаевой, З,А, Михайловой, А,М, Гуревич. – СПб. : Детство-Пресс, 2002 .

3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Т. И. Бабаевой. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

4. Методические советы к программе «Детство». Детство – Пресс – 2002 г.

5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления»

6. Павлова, Л. М. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. М. Павлова. - М. : Просвещение, 1987.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия - беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампанииФормирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Праздник «Индиана» по формирование представления о здоровом образе жизни Праздник "Индиана" Цель: формирование представления о здоровом образе жизни. Задачи: - образовательная: выделить компоненты здоровья человека.

Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну»Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну» Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Ход театрализованного представления Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами.

Стенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группыСтенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группы Итогом образовательной и воспитательной деятельности с детьми старшей группы о здорово образе жизни стала стенгазета «Я здоровым быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 23 мая 2021 в 09:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шуряева (УИ 2075668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД