Папки-передвижки

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Групповой проект старшей группы

Тамара Галстян
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Групповой проект старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни.

Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, Групповой проект старшей группы» размещена в разделах

Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное – помочь ребёнку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно относиться к себе, своему здоровью и здоровью других людей, знать и использовать возможности своего организма. Это очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т. е. способность управлять своим умственным миром, совершенствовать своё нравственное сознание, выстраивать своё поведение так, чтобы не быть предрасположенным к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно, выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Это возможно при создании определённых условий: необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми, конструируя познавательную деятельность детей в быту, в игре.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни:

1. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий, которые надо не сообщать, а формировать, т. е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, многократно возвращаться к одному и тому же понятию и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, ежедневно малыми дозами наращивать их в самых разнообразных видах деятельности.

2. Проведение наблюдений и экспериментов, лежащих в основе процесса познания законов природы, позволяющих детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.

3. Решение логических и экологических задач, создание проблемных ситуаций, работа с моделями, проведение праздников, конкурсов.

4. Сообщение сведений по человековедению не только на занятиях, куда выносятся только узловые вопросы, а в форме обычного, нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители, а так же по принципу «делай, как я».

5. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, без налёта обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребёнка.

6. Практическая деятельность ребёнка по реализации принципов здорового образа жизни.

Перспективный план развития

Цель:

Формирование представлений о человеке.

Задачи:

- формирование познавательной сферы личности ребёнка;

- формирование нравственной сферы;

- формирование социальной сферы;

- формирование гигиенических навыков;

- формирование взглядов на здоровый образ жизни;

- развитие продуктивной деятельности.

Октябрь

Внешнее строение человека

Цель: обобщать имеющиеся у детей знания о функциях органов, формировать представления о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение для него.

Задачи:

1. формировать понятия «часть тела», «орган»;

2. уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы;

3. воспитывать умение любить и уважать себя и окружающих людей.

Познавательная сфера

Строение и жизнедеятельность человека.

Игра «Волшебное зеркало».

Загадки о человеке.

Беседа «Все люди разные.»

Нравственная сфера

Развитие способности замечать в реальной жизни чужую радость, чужую боль.

Психогимнастика «Ласковушка»

Сохранение здоровья

Формирование понятий «здоровье», «болезнь».

Рассматривание репродукций картин и скульптур великих художников, на которых изображены мужские и женские фигуры.

Продуктивная сфера

Приобретение навыков бытового и обслуживающего труда, труда в уголке природы и на участке.

Здоровый образ жизни

Осваивание метода самонаблюдения.

Дидактическая игра «Опасно-безопасно».

Социальная сфера

Воспитание умений с удовольствием играть и разговаривать с товарищами.

Подвижные игры: «Горелки», «Мышеловка».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад»

Гигиенические навыки

Развитие чувства удовлетворения от чистоты в групповой комнате, на участке, дома

Родительский клуб

Организация выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия"

Ноябрь

Я – это кто? (1 часть)

Цель: формировать понятие о том, что человек – живое существо.

Задачи:

1. развивать представления о развитии и изменении человека в течение жизни;

2. развивать способность находить сходство и различие между ребёнком и куклой;

3. воспитывать привязанность к своей семье, своему роду, друзьям.

Познавательная сфера

Игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (строение человека и животных)

Чтение книги «Это я!»-

А. Холден.

Нравственная сфера

Рассматривание фотографий детей и их родных.

Наблюдения: «На кого похож ребёнок».

Сохранение здоровья

Самомассаж «Неболейка»

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» - знакомство с работой врачей.

Продуктивная сфера

Разучивание: Синф Л. Ю. – «Точка, точка, запятая…»

Рисование: «Кукла»

Дид. игра «Живая и неживая природа».

Здоровый образ жизни

Игры и эксперементирования: «Значение рук для человека», «Где мы были, мы не скажем…», «Хорошо – плохо»

Социальная сфера

Экскурсия в музей русской избы (во 2-й класс) – знакомство с бытом на Руси, орудиями труда.

Гигиенические навыки

Беседа «Что такое микробы» - знакомство с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями

Родительский клуб

Валеологическая газета для родителей «Будь здоров, малыш!» - статья «Чтоб улыбка сияла»

Декабрь

Я – это кто? (2 часть)

Цель: формирование понятия, что человек – часть природы.

Задачи:

1. дать детям краткие сведения о об организме и взаимодействии организмов между собой;

2. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Познавательная сфера

Беседа «Земля – наш дом»

Игра «Живая и неживая природа»

Нравственная сфера

Чтение: В. Драгунский – «Друг детства»

Пословицы и поговорки о поступках людей.

Сохранение здоровья

Эксперименты с водой, воздухом, позволяющие впервые услышать, что нарушение здоровья может произойти из-за ухудшения состояния окружающей среды.

Продуктивная сфера

Рисование: «Человек и дерево»

Коллективная работа «Земля - наш дом».

Здоровый образ жизни

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Социальная сфера

Игра «Волшебное зеркало» - одинаковы ли мы все?

Гигиенические навыки

Правила гигиены и безопасности – учимся соблюдать самостоятельно.

Родительский клуб

Знакомство родителей с данными антропометрического обследования детей.

Оформление валеологической газеты на тему: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»

Январь

Части тела человека

Цель: знакомство с частями тела человека.

Задачи:

1. тренировать способность приобретать знания путём наблюдения и эксперементирования;

2. пополнить словарь детей терминами «туловище», «конечности», «кожный покров», «внутренние органы»;

3. подвести детей к осознанию полезного влияния на здоровье физических упражнений и закаливания.

Познавательная сфера

Дидактическая игра «Как органы помогают друг другу?»

Нравственная сфера

Знакомство с трудом работников детского сада – учимся уважать свой труд и труд других людей

Сохранение здоровья

Беседа о добром отношении друг к другу.

Продуктивная сфера

Развлечение «Что лучше: руки или ноги?»

Рисование «Если хочешь быть здоров» (о закаливающих процедурах)

javascript:addTag('message', '', '')

Дидактическая игра «Опасно-безопасно»,

Обучающая игра-лото «Валеология»

Социальная сфера

Игры «Кто больше знает о себе?», «Говорящая анатомия».

Гигиенические навыки

Задания:

- Расскажи, что будет, если тереть глаза грязными руками;

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не болели уши?

Родительский клуб

Оформление валеологической газеты на тему «Привычка – вторая натура»

Февраль

Кожа, её строение и значение

Цель: изучить внешний вид и строение кожи.

Задачи:

1. Формировать представление о коже, как защите организма от внешних воздействий.

2. Воспитывать у детей бережное отношение к себе, своему телу, своему организму.

3. Помочь детям понять, что от чистоты кожи зависит здоровье человека.

Познавательная сфера

Самообследование:

- какого цвета наша кожа;

- как кожа прикреплена к тканям, лежащим под ней;

- рассматривание кожи в лупу;

- всюду ли кожа имеет одинаковую чувствительность?

Нравственная сфера

Чтение:

В. Солоухин – «Здравствуйте»;

В. Масс – «Спасибо, здравствуйте, простите…»

Беседа о вежливых словах.

Сохранение здоровья

Дидактические игры «Можно – нельзя», «Одежда по сезону», «Как правильно сделать перевязку?»

Продуктивная сфера

Игра «Что можно узнать с помощью кожи?»

Лепка «Человек» (из солёного теста)

Здоровый образ жизни

Беседа «Как сохранить свою кожу здоровой?»

Социальная сфера

Беседа, рассматривание иллюстраций, фотографий о людях разных национальностей, с разным цветом кожи.

Гигиенические навыки

Дать детям простейшие представления о микрооганизмах; познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

Родительский клуб

Консультация на тему: "Как обучить малыша культурно - гигиеническим навыкам"

Март

Как устроена дыхательная система?

Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

Задачи:

1. дать детям первичные представления об органах дыхания;

2. отметить их важное значение для человека;

3. подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

4. расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра).

Познавательная сфера

Самонаблюдение:

- как мы дышим?

- куда и как движется воздух?

- куда движется воздух дальше?

Откуда пришли выражения? (приложение)

Нравственная сфера

Тематический словарь «Я и моё тело» - «Нос человека»

Сохранение здоровья

Беседы: «Что такое эпидемия?», «Насморк»

Продуктивная сфера

Наблюдение, как дышит человек.

Игры: «Воздушный футбол», «Кто счастливый?», «Морской бой.», «Узнай по запаху»

Здоровый образ жизни

Меры профилактики заболеваний. Закаливающие процедуры.

Социальная сфера

Замечательные носы в сказках, мифах и в жизни.

Гигиенические навыки

Правила гигиены и безопасности (картотека)

Родительский клуб

Консультация для родителей «Подвижные игры с детьми на улице»

Апрель

Органы чувств: уши, глаза.

Цель: познакомить детей со строением и значением органов слуха, зрения.

Задачи:

1. дать простейшие понятия о строении и функционировании уха, глаза.

2. показать значимость этих органов для человека.

Познавательная сфера

Самообследование: «Мои уши, мои глаза».

Эксперементальная деятельность, позволяющая объяснить, как мы слышим звуки.

А знаете ли вы… (интересные факты о зрении насекомых, животных)

Нравственная сфера

Чтение: Г. Браиловская – «Ушки-неслушки»

Беседа «Что значит быть добрым и заботливым».

Почему так говорят – пословицы (приложение)

Сохранение здоровья

Беседа о том, как беречь слух, зрение.

Обучающая игра «Валеология»

Продуктивная сфера

Игры «Что я слышу?», «Узнай по голосу», «Сматери-ка… сумасшедший оркестр!», «Найди отличия на рисунках».

Загадки о глазах.

Здоровый образ жизни

От крика и шума страдает не только тот, кто кричит, но и все остальные – дети и взрослые.

Игра «Покажи и позвони» (приложение)

Социальная сфера

Экскурсия в музей железнодорожного транспорта (при школе)

Гигиенические навыки

Учимся самостоятельно следить за чистотой своего тела, своей одежды, обуви.

Родительский клуб

Анализ тестового исследования "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым".

Предполагаемый результат

1. Целостное представление каждого ребёнка о физических особенностях и качествах, защитной и социальной ценности органов чувств.

2. Владение каждым ребёнком простейшими технологиями сохранения и укрепления здоровья органов чувств.

3. Знание и соблюдение детьми правил ОБЖ органов чувств, элементарных способов оказания себе и близким людям скорой помощи.

4. Готовность детей к изучению себя как существа социального. Рост валеологической культуры всех участников реализации данного проекта.

5. Повышение результативности работы педагогов по ознакомлению детей с органами чувств.

6. Снижение заболеваемости детей и сотрудников Прогимназии.

Список использованной литературы

1. «Это я» (серия весёлые уроки) для дошкольного возраста. Арианна Холден ООО «Издательский дом «Оникс 21 век» 2001 г.

2. Органы чувств человека. Тематический словарь в картинках. Козлова С. А. изд. «Школьная пресса» 2005 г.

3. От макушечки до пят. Тематический словарь. О. А. Ерёмина изд. «Учебная литература» 2003 г.

4. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Т. М. Бондаренко ТЦ «Учитель» 2004 г.

5. Парциальная валеологическая программа «Телохранители». Р. В. Гофман.

Приложение

Загадки о носе

Между двух светил посредине один.

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

то заходит, то выходит.

Игра "Узнай по запаху"

Предложить детям закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи.

Для этого можно использовать лекарство (например, микстуру от кашля на основе аниса, жевательную резинку, дольку апельсина, пихтовое масло (хвойный запах, чеснок, соления (запах маринада).

Мой замечательный нос

Я ничего не знаю.

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И во-о-он туда положил!

Я ничего не знаю.

Я в духоте сижу.

Нос говорит: "Погуляем!

Очень тебя прошу".

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: "А знаешь,

Пахнет уже весной!"

Э. Мошковская

Зачем нам нос?

(беседа-рассуждение)

И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так.

Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Можно показать рисунок - нос в разрезе). Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью.

К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает уже теплым и очищенным от микробов.

Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается. А еще нос первым сообщит мозгу о непригодном для дыхания воздухе (газ, химические запахи) А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

Насморк

Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи. С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от нее. Как? А вот так: А-ап-чхи! Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом.

Откуда пришли выражения?

(все перечисленные выражения указывают на сходство с поведением животных)

Носом землю рой, а найди.

Держи нос по ветру.

Носом чую: беда будет.

Как бороться с насморком

Вспомните, что делает ваша мама, когда у вас начинается насморк?

Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. При чем здесь ноги? А вот причем. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги - схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, погрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и поскорее надевайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарственными травами. Можно попить теплое молоко. Главное, побольше тепла!

Профилактика насморка

Еще древние греки говорили: "Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле". Старайтесь, чтобы ноги были всегда теплые и сухие. Промочили ноги - немедленно домой переобуваться. Опытные туристы и путешественники всегда носят с собой запасные носки и обувь. И никогда не тронуться в путь, пока не высушат, отсыревшую пару у костра…

Можно нос закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли).Можно закапывать в нос настойку из чеснока (мелко нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом воды и настаивается 1-2 часа).

«Как найти дорожку»

(отрывок)

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошел с зайцем:

"Скачет заяц. Ребята и ему спели свою песенку:-Зайка, зайка, расскажи. Зайка, зайка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

- В сторожку? - переспросил Заяц.

- Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачете этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхаете вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит".

Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки? Почему не смогут?

В. Берестов

Замечательные носы в сказках, мифах и в жизни

Нос Буратино длинный, тонкий, отражает любопытный характер своего хозяина, который очень любил совать свой нос во все дела (А. Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино").

Нос Пинноккио рос, если хозяин говорил неправду.

Карлик Нос до встречи с ведьмой был нормальным мальчиком. Но, насмеявшись над носом старухи, и сам стал обладателем безобразного носа. (В. Гауф. "Карлик Нос").

Очень большим носом обладал французский поэт Сирано де Бержерак. Над ним часто подсмеивались, но Сирано так ловко и остроумно отвечал обидчикам, что тем приходилось прикусить язык. К тому же Сирано был так умен и образован, что его некрасивый нос совершенно не замечался его друзьями.

Когда так говорят?

Совать нос не в свое дело.

Водить за нос.

Остаться с носом.

Нос не дорос.

Нос повесил.

Держи выше нос.

Нос утереть.

Загадки о глазах

На краю полей пшеничных

Под тенистою листвой

Два ключа есть необычных

С чистой, свежею водой.

Не умыться той водицей

Хоть и глубока она,

Целый мир в нее глядится

Небо, звезды, облака.

Днем открыты всем навстречу

Эти чудо - роднички,

А во мраке, в поздний вечер

Их скрывают колпачки.

Два соседа - непоседы,

День на работе,

Ночь на отдыхе.

Игра "Покажи и позвони"

Правила: Перед детьми расположены картинки с изображением предметов (опасные, безопасные предметы для глаз, повернутые изображением вниз. Дети под музыку выполняют разные движения, на конец музыки нужно взять любую картинку. У кого - опасные предметы - поднять картинку вверх.

А знаете ли вы,

что Муравьи даже днем видят звезды.

Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаза. Верхняя половинка всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна.

У пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Так, например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.

Почему так говорят?

Глаза - зеркало души.

Слепые люди видят по-своему.

Беседа о зрении.

Цель: выявить имеющиеся у детей знания, подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам.

- Как называют человека, лишенного зрения?

- Как вы представляете жизнь такого человека?

- Как вы думаете, может ли слепой человек научиться читать? Каким образом?

Воспитатель может рассказать детям о специальном шрифте для слепых людей в виде выпуклых букв - шрифте Брайля, предложить детям с завязанными глазами узнать буквы на ощупь.

Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что у слепых из- за невозможности видеть окружающее обостряются другие виды чувствительности.

- Как бы вы помогли больным людям, если бы вы были волшебниками?

Опыт № 1.

Цель: определить реакцию зрачков на различное освещение. Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга, сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах).

Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток - палочек.

Опыт № 2

"Опыт Мариотта"

Цель: доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Материал: Карточка, в левом верхнем углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше). Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся два круга. Затем ребенка просят попеременно приближать и удалять карточку, не переводя взгляда с креста. В какой - то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Ребятишкам про глаза.

Н. Орлова

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно

-Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

-Править быстрым самолетом:

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя,

Будет Николай танкистом,

А Сергей парашютистом,

Станет снайпером Илья…

Но для этого, друзья,

Кроме знанья и уменья

-Всем необходимо зренье!

Беседа "Для чего нужны глаза"

Глазами мы видим разные предметы: их форму, величину, окраску, видим весь мир, читаем книги, смотрим телевизор. Закройте глаза, и все как - будто исчезло, одна чернота. Для большей убедительности можно предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают. Откройте глаза и все опять появится. Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?

Природа заботливо оберегает глаза, они расположены в специальных углублениях - глазницах. Закрывает этот дом специальная дверца - веко. Потечет пот со лба - его остановит бровь. Ветер понесет в глаза пыль - ее задержат реснички.

А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед глазами.

Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Радужная оболочка может быть разного цвета, а в центре радужной оболочки находится зрачок.

Эти разные глаза…

У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.

"Глазные пятна", воспринимающие свет есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья. Но "глазные пятна не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.

Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных антенках - стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у раков есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться когда рак пятится назад.

А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.

У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же видят они в темноте.

Правила гигиены и безопасности.

- Читать, рисовать надо только при хорошем освещении. При этом нужно, чтобы расстояние от стола до глаз было не меньше 30 см.

- После длительного напряжения глаз рекомендуется поднять голову и посмотреть вдаль.

- Нельзя смотреть без темного стекла на солнце, сварку и другие яркие предметы. А вот зеленый цвет растений благоприятно воздействует на зрение.

-Нельзя долго смотреть телевизор, если смотришь, нужно, чтобы был еще источник света, т. к. яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Нельзя сидеть близко к экрану.

- Опасно тереть глаза руками, особенно если они грязные. Если в глаз что-нибудь попало, нужно промыть его водой. Если мусор не вынимается, нужно срочно обратиться к врачу.

Игра «Живая и неживая природа»

Цель: формировать у детей понимание, что природа – наш общий дом, учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы, воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Игровые действия:

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

- Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа.

Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время и человек научился многому: строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос.

Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему? (потому что человек не может прожить без природы - без воды, без воздуха, растений, животных).

А в группе у нас есть природа? (да, растения, вода, воздух, солнечные лучи).

Дети сравнивают на мольберте два дома: дом природы и обычный дом, сравнивают.

- От чего в вашем доме бывает светло? (Свет идёт от лампы)

- А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

- Но солнце не только светит, но и греет. (Его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой или батареей.)

- В природе идёт дождь. (В нашем доме есть душ.)

- В природе ветер. (В доме – вентилятор.)

- В доме есть пол. (В природе под ногами земля, почва.)

- В доме на пол стелют ковёр. (На земле растёт трава.)

- В обычном доме есть деревянные или каменные стены. (А в природе – горы и деревья.)

- У нас горит огонь на газовой плите. (А в природе огонь вырывается из вулкана.)

- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах. (А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.)

-В природе дикие животные. (В обычном доме – домашние. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.)

Дети раскрашивают объекты-аналоги попарно. Сначала раскрашиваем Солнце и лампу, затем – крышу и облака и т. д., т. е. в том порядке, как шло объяснение.

Стихи, которые можно прочитать с детьми после игры:

Дом под крышей голубой.

В. Орлов

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно, я и ты.

Под одною голубою

Общей крышей мы живём.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло,

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Упражнение с мячом-ёжиком

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук!

Неболейка

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело. (поглаживание)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Будем носик растирать. (указательными пальцами)

Лобик тоже разотрём,

Ладонь поставим козырьком.

Вилку пальчиками сделай –

Ушко ты погладь умело.

Знаем, знаем, да, да, да, (хлопки)

Нам простуда не страшна!

Дни недели

В понедельник мы стирали, («стирают»)

Пол во вторник подметали, («подметают»)

В среду мы пекли калач, («пекут пирожки»)

Весь четверг искали мяч, («наклоняются, ищут мяч»)

Чашки в пятницу помыли, («моют чашки» – гладят кулачком по ладошке)

А в субботу торт купили, (показывают руками «торт» - разводят руки вперёд – в стороны)

В воскресенье, в воскресенье (хлопают в ладоши)

Мы пошли на день рожденья!

Логоритмика «Ушки-непослушки»

Головушка - солнышко. (гладят голову).

Лобик - бобик (набычиваются).

Носик- курносик (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика своего носа).

Щечки - комочки (мнут пальцами щеки, осторожно трут их ладонями).

Губки - голубки (вытягивают губы в трубочку).

Глазки - краски (раскрывают пошире глаза - смотрят на мир, любуясь его красотой).

Реснички - сестрички (моргают глазами).

Ушки - непослушки (трут тихонько пальцами свои уши).

Шейка - индейка (вытягивают шею).

Плечики - кузнечики (дергают плечами вверх-вниз).

Ручки - хватушки (имитируют хватательные движения).

Грудочка - уточка (грудь колесом).

Животик-бегемотик (вытягивают живот вперед).

Спинка - тростинка (выпрямляют спину).

Ножки - сапожки (топают ногами).

Физкультминутки

1. Руки на пояс поставьте сначала.

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели - все в полном порядке.

2. Раз - сомкнуться - разомкнуться,

Два - нагнуться - потянуться,

Три - в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

3. Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши,

На два счета поднялись,

Три, четыре - руки вниз.

4. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали, до лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке мы попрыгали, как зайки.

Стоп, немного отдохнем, и домой пешком пойдем.

5. Точка, точка, запятая-

Вот и рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик-

Вот и вышел человечек.

Голова большая,

Круглая такая

Но еще ребенок,

Хоть и без пеленок.

Руководители проекта:

Галстян Т. Г., Левшина З. А., Голубова О. И.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители.

Публикации по теме:

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Групповой проект старшей группы
Опубликовано: 19 июля 2013 в 11:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Групповой проект старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Галстян (УИ 72202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД