Елена Цыганок
Формирование представлений о величине в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Детей продолжают учить сравнивать предметы по величине, раскладывать предметы в порядке убывания или возрастания их размеров, отражать в речи размерные отношения предметов (розовая палочка короче голубой, голубая длиннее розовой, красная длиннее голубой, а голубая короче красной и т. д.). В ходе выполнения упражнений на сравнение размеров предметов закрепляется понимание относительности их величины (в зависимости от того, с каким предметом ведется сравнение, конкретный предмет может быть то длиннее, то короче сравниваемого и т. д.). В эти же упражнения можно включать задания на счет. Например, предложить детям посчитать все палочки и сказать, которая по счету самая длинная и которая самая короткая; сколько палочек расположено после самой короткой; сколько перед зеленой (после красной) и т. д.
Публикация «Формирование представлений о величине в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Полезно проводить упражнения на выявление нарушений в закономерности расположения предметов, например, такие как: «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место предмета», «Узнай, какой предмет в ряду лишний», «Какого предмета не хватает?» и др.
В старшей группе детей учат определять величину предметов на глаз. Так, воспитатель показывает 2-3 матрешки разного размера и предлагает на глаз подобрать среди других матрешку, соответствующую размеру одной из тех, что стоит на столе; построить для матрешек ворота (домики) соответствующей высоты или во время прогулки сравнить по высоте 5-, 9-, 12-этажные дома, назвать, какой самый высокий (пониже и т. д., и обосновать свой ответ.
Упражнения на сравнение размера предметов могут носить самый разнообразный характер. Например, детям предлагается определить на глаз, чей домик (стол, стул) выше (ниже, или сравнить по высоте (длине, ширине, толщине) предметы, изображенные на картинках, и ответить на вопросы: «С каких горок катаются дети?», «На каких деревьях сидят птицы?», «По каким дорожкам бегут звери?», «Какое животное самое большое в зоопарке?» и т. д.
Можно дать детям задание внимательно посмотреть на образец воспитателя и найти среди нескольких предмет такой же длины (ширины, высоты или толщины, а также длиннее (короче, шире (уже, выше (ниже, толще (тоньше) образца. Правильность выполнения задания проверяется путем непосредственного соизмерения предметов (приемом наложения или приложения друг к другу).
В качестве одного из приемов закрепления представлений о величине и размерных отношениях может служить рассматривание иллюстраций, сопровождаемое чтением отрывков из стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».
Воспитатель также уточняет представления детей об изменениях предметов по длине, ширине и т. д. (отрезали конец веревки – она стала короче; надстроили этаж дома – он стал выше и т. д.).
В старшей группе детей учат выделять толщину предмета. Понятие толщина употребляется в двух значениях: Первое – когда выделяют толщину округлых предметов (толщина гимнастической палки, ствола дерева, карандаша, и второе – когда это понятие употребляется при характеристике таких объемных предметов как книга, тетрадь. Детей следует знакомить с понятием толщины предмета в обоих значениях. Сначала детям показывают округлые предметы и учат сравнивать по толщине. Они сравнивают по толщине карандаши, ветки и стволы деревьев. При этом опираются на зрительный и тактильно-двигательный анализаторы.
На одном из занятий воспитатель развивает у детей представление о том, что увеличение одного из размеров объекта при сохранении его объема приводит к уменьшению другого: если раскатать столбик пластилина, он станет длиннее, но тоньше, чем был.
Во время работы с раздаточным материалом детям раздают пластилин и дощечку – подставку. Педагог предлагает им разделить пластилин на две равные части и скатать два одинаковых столбика. По предложению воспитателя, прикладывая столбики один к другому по длине и толщине, дети достигают того, что они становятся одинаковыми.
Потом воспитатель дает задание: подумать, что надо сделать, чтобы пластилиновый столбик стал длиннее. Дети раскатывают один столбик между ладонями. «Что стало со столбиком»» - спрашивает воспитатель. Если не могут ответить на вопросы или отвечают неправильно, необходимо поставить дополнительный: «Мы добавили пластилина?» На основе сравнения этого столбика с тем, который дети не изменяли, устанавливается, что он стал длиннее, но тоньше. «А что надо сделать, чтобы столбик стал толстым?» - спрашивает воспитатель. Дети сплющивают столбик с обоих концов до тех пор, пока он не станет толстым и коротким, таким, как второй.
Детям задают вопрос: «Что теперь можно сказать о размерах этого столбика? Почему он стал толстым? А изменилась ли его длина?» Устанавливают, что столбик стал толще, но короче, чем был.
После того как у детей сформируются представления о толщине округлых предметов, следует ознакомить их с толщиной книжки, тетради, коробки и др.
На одном из занятий предлагают показать длину, ширину, высоту предмета. Детям данного возраста сделать это несложно. Они показывают длину, ширину и высоту предмета при разном его положении в пространстве. Воспитатель кладет на стол книгу и предлагает в ней показать длину, ширину и высоту. Детям бывает трудно выполнить это задание. Они не могут найти высоту книги и говорят, что ее нет. Воспитатель подчеркивает, что в этом предмете тоже есть высота, только высота значительно меньше, чем ширина и длина. В предметах, в которых высота относительно длины и ширины очень маленькая, ее называют толщиной. Так, мы говорим о толщине книги, тетради, крышки стола и др.
При определении разных параметров дети старшей группы учатся измерению с помощью условной мерки. Поскольку измерение – новый и достаточно сложный вид математической деятельности, следует в обучении соблюдать определеннуюпоэтапность.
На первом этапе измерение производится одновременно несколькими одинаковыми мерками, в результате чего у детей формируется представление о том, что такое мерка, зачем надо измерять.
Условными мерками могут быть кубики, бруски, полоски, ленточки (для измерения длины, а также стаканчики, чашки, ложки и другая посуда (для измерения объема жидких и сыпучих веществ). Меры и измеряемый предмет готовятся заранее так, чтобы условная мерка помещалась в измеряемом предмете определенное количество раз без остатка.
Воспитатель показывает и рассказывает детям, как правильно использовать мерки при измерении линейных величин : мерки надо плотно прижимать, приставлять одну к другой, чтобы между ними не оставалось пространства, и чтобы одна мерка не накладывалась на другую. При измерении объема воспитатель наполняет мерки, обращая внимание детей на то, что насыпать или наливать необходимо полностью, но не через край. Как только весь пересыпанный или перелитый материал окажется в мерках, их пересчитывают. В качестве мерок лучше всего брать прозрачную посуду, чтобы детям было видно, на сколько она наполнена. Основное требование на этом этапе – мер должно быть много, чтобы их хватило на всех и чтобы они были одинаковыми. На этом этапе процесс измерения как бы делится на отмеривание и счет мерок.
На втором этапе обучения измерение осуществляется одной меркой, но при этом ребенок имеет возможность зафиксировать каждую мерку отдельно. Например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую мерку высыпает в отдельную кучку, измеряя жидкости, переливает каждую мерку в какую-нибудь отдельную посуду (одну мерку – в баночку, другую – в ведро). При выполнении линейных измерений каждая мерка фиксируется черточкой на самом предмете. Однако и на этом этапе ребенок сначала только измеряет, откладывает мерки. Выполнив эту операцию, он переходит к другой – считает количество измерений. При этом возможны типичные ошибки, которые можно заблаговременно предусмотреть и избежать. Так, во время линейного измерения дети считают не количество измерений, а количество черточек, что приводит к неправильному результату.
На третьем этапе детей учат измерять величины одной условной меркой, при этом количество измерений фиксируют фишкой (маленьким предметом). После измерения ребенок считает фишки и получает результат. Ошибки детей на этом этапе чаще всего возникают тогда, когда ребенок насыпает (наливает) меру и ставит фишку, а потом высыпает (выливает) и ставит еще одну фишку. Чтобы предупредить эту ошибку, воспитатель подчеркивает, что ставить фишку нужно только после того, как высыпали (вылили) меру.
Четвертый этап – это одновременное выполнение двух видов деятельности – счета и измерения. Дети откладывают мерки и сразу называют число. Это тот уровень развития, к которому их надо подвести.
В данной группе основное внимание уделяется пониманию зависимости между измеряемой величиной, условной меркой и результатом измерения. С этой целью воспитатель может предложить измерять разными по величине мерками оду и ту же величину. Результат будет разный. На основе подобных упражнений воспитатель подводит к выводу: чем больше мерка, тем меньшее количество измерений мы выполняем, и наоборот.