ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Формирование представлений о профессиях в ходе ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о профессиях в ходе ранней профориентации дошкольников
Аннотация: формирование представлений дошкольников о профессиях связано с обогащением их знаний об особенностях профессиональной деятельности взрослых и выработкой эмоционально положительного отношения к труду. Статья посвящена рассмотрению форм педагогического воздействия на детей в ходе ранней профориентации и алгоритма становления целостного представления детей о профессиях.
Публикация «Формирование представлений о профессиях в ходе ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: профессия, ранняя профориентация, труд, представление, эмоциональное отношение.
Формирование у дошкольников представлений о профессиях в ходе ранней профориентации способствует не только пониманию детьми сущности и значения профессиональных действий взрослых, но иначалом знакомства детей с общественным устройством жизни в целом. В работах современных педагогов- методистов акцент делается на таких направлениях формирования представлений о профессиях дошкольников, как знания о характере профессиональной деятельности взрослых и эмоционально положительное отношение к труду [1].
Знакомство детей с характером профессиональной деятельности взрослых целесообразно провести таким образом, чтобы у детей сложились элементарные представления о многообразии профессий, профессиональной атрибутике, профессиональных действиях, результатах профессионального труда, его значении для отдельных людей и общества в целом.
Наиболее распространенными формами ранней профориентации дошкольников являются занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, разные виды игр. Однако сегодня эффективным дополнением к мероприятиям по профориентации в детском саду является использование мастер-классов, виртуальных экскурсий, проектная деятельность.
Педагогически грамотная организация ранней профориентации способствует «погружению» ребенка в профессию. Для повышения эффекта «погружения» целесообразно как можно больше использовать наглядность. Это касается как наглядной демонстрации профессиональных действий специалистом (даже через монитор компьютера, так и демонстрации дидактического материала о профессиях (визуальный материал о представителях разных профессий в их рабочем процессе). Для формирования целостного представления детей о профессии на занятии необходимо показать детям различные её аспекты. Эффективно использовать следующий алгоритм:
1. Название профессии, небольшой, но занимательный рассказ о том, чем именно занимаются люди этой профессии.
2. Характеристика места профессиональной деятельности.
3. Описание профессиональной атрибутики, спецодежды. Посте того, как дети уже будут иметь более- менее развернутые представления об особенностях отдельных профессий, полезно создавать познавательные ситуации, связанные со сравнительным описанием профессиональной атрибутики, спецодежды (например, спецодежда энергетиков и пожарных, медсестры и продавца).
4. Характеристика профессиональных действий. Описание профессии, воспринятое на слух, не очень эффективно в дошкольном возрасте. Особенно это касается профессий, не знакомых ребенку по его жизненному опыту. Наглядный показ, обыгрывание профессиональных действий сделают информацию интересной, понятной, запоминающейся, возможно, станут стимулом для самостоятельной режиссерской игры.
5. Характеристика качеств человека, важных для успешного выполнения профессиональных действий. Здесь можно использовать личный опыт детей, на основе которого организовать обсуждение (Каким должен быть аниматор? Почему ты так думаешь? Ты видел аниматора? Он тебе понравился? Почему? и т. д.). Обсуждение должно завершиться четким выводом воспитателя.
6. Информация о результатах профессиональной деятельности (в результате деятельности повара- кондитера получается вкусная выпечка, в результате профессиональной деятельности строителя – новые дома).
7. Важность и необходимость профессиональной деятельности специалиста. Здесь очень важно показать детям значимость работы специалиста в частных случаях (врач помог человеку выздороветь, дизайнер красиво оформил помещение для праздника) и для общества в целом (важность старательного и ответственного отношения к работе, чтобы всем было хорошо жить).Осознание детьми важности деятельности специалиста той или иной профессии будет способствовать пониманию ими значения труда взрослых на пользу и радость людям, выработке уважительного отношения к труду, убеждению в правильности бережного отношения к результатам труда [2].
Таким образом, направлениями формирования у дошкольников представлений о профессиях являются обогащение знаний о характере профессиональной деятельности взрослых и выработка эмоционально положительного отношения к труду. Для целостного представления о профессии детей надо познакомить с названием профессии, её содержанием, атрибутикой, спецодеждой, профессиональными действиями, качествами личности профессионала, показать важность и необходимость профессиональной деятельности специалиста.
Список литературы
1. Кубайчук, Н. П. [Текст] Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста/ Н. П. Кубайчук// Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VI Международной научной конференции. – 2015.– С. 97- 101.
2. Сказкина, А. М. [Текст] Ранняя профориентация в условиях современного дошкольного учреждения/ А. М. Сказкина// Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2014.– С. 132- 134.