Анастасия Владимировна Тарасова
Формирование представлении о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления [30]. «Началом формирования экологических представлений личности можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Все исследования сходятся к тому, что экологическое образование по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду.
Публикация «Формирование представлении о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду» размещена в разделах
Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Большой вклад в разработку методики экологического образования детей внесли Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева» [13].
Формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. Экологическое образование дошкольников, по мнению Н. А. Рыжовой – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры», «проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды». «Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее» [46].
«Анализ ведущих экологических понятий показывает, что специфика формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов». «С. Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В. И. Логинова, Н. Н. Кондратьева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.
Важными элементами экологического образования в детском саду
являются:
- расширение, конкретизация и обобщение представлений детей о характерных признаках сезонов года родного края;
- развитие сенсорных способностей детей, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных;
- воспитание позитивно - деятельностного отношения к природе родного края.
Дошкольники подготовительных групп способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ». «Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей». «Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов и явлений природы способствует активизации мыслительной деятельности детей» [4].
Для формирования знаний у детей о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста воспитывают желание самостоятельно наблюдать природные явления, задавать вопросы причинно-следственного характера, проявлять интерес к окружающей природе; побуждать замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в животном и растительном мире; учить детей отмечать результаты наблюдений в природе и за состоянием погоды в календаре природы. Однако анализ казахстанских программ показывает, что познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится, прежде всего, не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Дети без помощи взрослого затрудняются выстроить логику закономерных изменений. Отсюда возникает противоречие между объективно-выраженными требованиями общества по формированию знаний о сезонных изменениях в природе и недостаточной разработанностью наиболее эффективной методики для формирования у детей средней группы знаний о сезонных изменениях в природе. Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. В нашей стране, Республике Казахстан, невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания является следствием недостаточной воспитательнообразовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе.
В этой связи в концепции экологического образования до 2025 г. отмечается: «Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо: формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования» [1].
Совершенно очевидно, что формировать такое отношение надо начинать до того, как человек становится взрослым, т. е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Историко-педагогический анализ литературы показал, что каждый выдающийся дидакт прошлого в той или иной степени затрагивал вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с явлениями и предметами природы.
Исследования С. Н. Николаевой по экологическому воспитанию дошкольников также показывают, что в его основу должны быть положены систематизированные знания о закономерных явлениях жизни растений и животных, с которыми общается ребенок этого возраста [3]. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных : исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон).