Александра Овчинникова
Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельности
Формирование познавательного интереса на занятиях по Формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности
Публикация «Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
•развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность
в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
В своей работе с дошкольниками используем нетрадиционные методы по математическому развитию, т. к. они способствуют развитию познавательного интереса.
Например, один из методов - элементарные опыты.
1. Дети, измеряя длину предметов, пользуются не только сантиметром и линейкой, но и используют разные предметы (карандаш, шарфик, ладонь, палец, т. е. развивается интерес за счет знакомства с мерами длины в древности. (2 слайд)
2. Предлагаем детям переливать воду из бутылочек разной величины ( например: высокая и низкая, узкая и широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.
Используем занимательные проблемные ситуации
•«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но в процессе, оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняем причину: дети предлагают свои варианты ответа. В процессе обсуждения приходим к выводу, что ленты оказались разной длины. (3 слад)
•Для того, чтобы убедиться в этом, раскладываем их на полу и сравниваем, проговаривая каждый шаг. (4 слайд)
В подготовительной группе активно используем математические сказки. Например: Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на двоих ежиков? Как? 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5. Сопровождая свои ответы обыгрыванием задачи, на конкретное действие. (слайд 4)
Эти методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
Также, мы практикуем проведение нетрадиционных занятий, так как они играют немаловажную роль в развитии познавательного интереса : (Слайд 4)
1. Занятия-сомнения (поиска истины). Например: Два одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата. Нужно определить сначала на вид, затем взять в обе руки, взвесить на чашечных весах.
2. Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек сахара в стакане?» /кукольных, чайных, десертных, больших/ (слайд 5, 6)
Слайд 7 Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:
использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования нетрадиционных занятий;
создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ; использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.