Александра Овчинникова
Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательного интереса на занятиях по Формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Публикация «Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
•развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность
в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
В своей работе с дошкольниками используем нетрадиционные методы по математическому развитию, т. к. они способствуют развитию познавательного интереса.
Например, один из методов - элементарные опыты.
1. Дети, измеряя длину предметов, пользуются не только сантиметром и линейкой, но и используют разные предметы (карандаш, шарфик, ладонь, палец, т. е. развивается интерес за счет знакомства с мерами длины в древности. (2 слайд)
2. Предлагаем детям переливать воду из бутылочек разной величины ( например: высокая и низкая, узкая и широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.
Используем занимательные проблемные ситуации
•«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но в процессе, оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняем причину: дети предлагают свои варианты ответа. В процессе обсуждения приходим к выводу, что ленты оказались разной длины. (3 слад)
•Для того, чтобы убедиться в этом, раскладываем их на полу и сравниваем, проговаривая каждый шаг. (4 слайд)
В подготовительной группе активно используем математические сказки. Например: Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на двоих ежиков? Как? 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5. Сопровождая свои ответы обыгрыванием задачи, на конкретное действие. (слайд 4)
Эти методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
Также, мы практикуем проведение нетрадиционных занятий, так как они играют немаловажную роль в развитии познавательного интереса : (Слайд 4)
1. Занятия-сомнения (поиска истины). Например: Два одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата. Нужно определить сначала на вид, затем взять в обе руки, взвесить на чашечных весах.
2. Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек сахара в стакане?» /кукольных, чайных, десертных, больших/ (слайд 5, 6)
Слайд 7 Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:
использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования нетрадиционных занятий;
создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ; использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.