Самофалова Таисия Дмитриевна
Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами экологического воспитания
Аннотация: В статье затронута актуальная для современного общества проблема патриотического воспитания дошкольников. Я рассматриваю ее с точки зрения интеграции двух направлений – экологического и нравственно – патриотического, приводя в пример наиболее эффективные формы работы.
Ключевые слова: природа, патриотизм, Родина, ответственность.
Публикация «Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проблемы патриотического воспитания молодого поколения является неоспоримой. С принятием ФОП данный вектор принял широкое освещение, что нацеливает педагогов на поиск новых идей. Стоит отметить, что воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с экологическим воспитанием. Любовь к Родине – это и любовь к родной природе. Наш опыт показывает неподдельный интерес детей к труду в природе, уходу за растениями, наблюдениям, именно поэтому, работая в этом направлении, можно решать сразу несколько образовательных задач, интегрируя разные виды детской деятельности.
Итак, какие же формы работы могут быть использованы?
Наблюдение за родной природой. В ходе прогулки воспитатель обращает внимание детей на красоту родной природы, знакомит с растениями, характерными для этого региона, отмечает погодные условия, их отличите от других регионов.
Труд в природе. Приобщаясь к труду на участке, дети невольно проникаются нежными чувствами к ближайшему природному окружению, понимают необходимость ухода за ним, бережного отношения и сохранения.
Создание экологической тропы. Наличие популярных и редких растениях региона не просто способствует обогащению знаний детей, но и формирует нравственно-патриотические чувства, среди которых главенствующим является любовь к Родине.
Ознакомление с картинами отечественных художников – пейзажистов. На их полотнах перед нами предстает вся наша страна. При помощи изобразительных средств наглядно передается красота и уникальность ландшафтов нашей страны: бескрайние поля, густые леса, великолепные горы, широкие степи. Все это оставляет в душе юных патриотов неизгладимый след.
Ознакомление с художественными произведениями. Особенно восхищение родной природой находит свое отражение в творениях отечественных поэтов. С дошкольной скамьи дети знакомятся с поэтическими произведениями С. Есенина, И. Бунина, А. Фета, Ф. Тютчева, в которых воспевается русская природа – величественная и спокойная, вызывающая восхищение и восторг. Отдельного внимания заслуживает природоведческая литература, яркими представителями которой являются писатели – натуралисты В. Бианки, Н. Сладков, Г. Снегирев, Е. Чарушин. Их рассказы и сказки содержат реалистичные истории из жизни животных и птиц, пробуждая у детей теплые чувства к ним.
Игра. Данная форма работа выступает приоритетной, ведь является одновременно ведущим видом деятельности дошкольников. Умело подобранная игра учит детей бережному отношению к родной природе, а значит формирует и патриотическое сознание – желание сберечь ее, сохранить ее богатства, совершать действия по ее возрождению.
Конечно, в руках творческого и инициативного педагога находится гораздо большее количество форм и методов работы, используя которые можно успешно сочетать экологическое и патриотическое воспитание. Однако, используя даже те, что перечислены выше, мы сможем воспитать достойных граждан нашей страны, искренне желающих своей стране процветания в условиях благоприятной экологической среды.