Екатерина Мифтахова
Формирование патриотических чувств у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема
«Формирование патриотических чувств у
детей 4 – 5 лет»
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Формирование патриотических чувств у детей 4–5 лет» размещена в разделах
В последние годы можно заметить возрастание внимания к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня формирование патриотического воспитания осуществляется на корнях национальной традиции. Для воспитания целостной личности требуется применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в неразделимом виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Если рассматривать дошкольный возраст как период становления личности, то он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Знакомство дошкольников с Чувашией, со своим городом, становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
В наши дни образование должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и в будущем.
Основы личности начинают формироваться в дошкольном возрасте, вследствие этого он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Для нахождения верного пути воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. В случае рассмотрения патриотизма как привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо учить быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя и в себе самом. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека, при этом особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к родному городу.
Мотив выбора– актуальность данной темы и расширение знаний о родной стране, своем городе.
Основная часть
Анализ внешней ситуации
В Законе Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступившем в силу 01.10.2013 г. говорится, что «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; (ст. 3, п. 3); единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3, п. 4). О важности познания малой родины в воспитании детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечает, что до 6 лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет».
Цели по патриотическому воспитанию ставятся в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Кроме того, разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Заметим, что в большинстве федеральных комплексных программ до сих пор нет специально выделенного раздела по патриотическому воспитанию дошкольного возраста. Хотя современные программы воспитания и обучения переработаны в соответствие с ФГОС ДО, тем не менее, задачи патриотического воспитания решаются в них вслед за данными требованиями, в очень обобщенном, социально ориентированном виде: как задачи семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
По мнению М. Д. Маханевой, В. И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Кроме того, на анализ внешней ситуации влияют такие факторы как социальные, политические, культурные, экологические, этнические. Рассмотрю некоторые из них.
В состав России входит 21республика, каждый из которых представляет собой специфическое многонациональное и поликультурное образование, одним из которых является и Чувашская Республика. Основными характеристиками данного субъекта Российской Федерации являются:
– географическое положение (в частности, близость государственной границы);
– процессы этнокультурного взаимодействия и взаимного влияния Республики Мордовии, Республики Татарстан, Республики Марий Эл;
– единая среда обитания национальностей чуваш, русских, татар, марийцев и другие национальности, объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития;
– стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению;
– процесс глобализации, усиливающий ориентацию народов, проживающих в Чувашская Республика, на мировые и национальные ценности культуры;
– миграции в регион населения (казахи, таджики, армяне и др.) из стран ближайшего и дальнего зарубежья, привносящих в исторически сложившуюся среду жизнедеятельности специфические ценности иных культур.
Обозначенные социокультурные процессы в Чувашской республики актуализируют проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста (4–5 лет, как оптимального периода жизни человека приобретения толерантного опыта жизнедеятельности, активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур, формирования целостной картины мира
Следующий фактор: общественно – политическая ситуация. На необходимости формирования патриотического воспитания влияют межнациональные конфликты в некоторых регионах России, которых нет в Чувашии.
В данное время больше средств выделяется на финансирование программ по патриотическому воспитанию.
С ростом благосостояния населения выполнение социальных государственных программ (напр., таких как «Материнский капитал») способствуют усилению чувства патриотизма населения. Города Чувашии заметно развиваются, ведется усиленное строительство жилья, что благотворно сказывается на чувстве патриотизма населения.
Анализ внутренней ситуации
"Эстетическое развитие" рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, поэзия, изобразительное искусство).
В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, таких как детское творчество, а также интеграция различных видов деятельности.
Частично было проведено знакомство с родным городом. Показывались фотографии с достопримечательностями города, показ сопровождался увлекательными беседами. В процессе этого выявилась потребность у детей в гораздо более обширных знаниях, касающихся исторических мест города, а также его современного облика. В групповом помещении средней группы оформляется чувашский уголок, где с информацией о нашем городе будут представлены макеты основных достопримечательностей города, а также альбом с фотографиями под названием «Чебоксары – столица моя».
В группе периодически проводится лепка, в ходе которой развивается мелкая моторика рук, воображение и творческие способности.
Анализ достижений объекта и его потенциальных возможностей в отношении развития
Сильные стороны Слабые стороны
Интерес детей к освоению различных техник лепки
Материальная поддержка со стороны родителей
Интерес детей к родному городу Отсутствие целостной педагогической системы формирования знаний о родном городе у дошкольников.
некомпетентность родителей.
Отсутствие условий для эффективной работы по ознакомлению сродным городом через изготовление художественного проекта
Возможности:
Использование своего потенциала
Внедрение программ в практику Угрозы:
Отсутствие четкого представления о своем городе
Проанализировав существующие проблемы, составим древо проблем.
Название проблемы Название самой важной проблемы Остальные проблемы Решение проблемы
Представление детей 4 – 5 лет ограничиваются знанием о названии родного города и своей улице Недостаточное оснащение предметно – развивающей среды по данной тематике
Недостаточное оснащение предметно – развивающей среды по данной тематике
Пополнить при участии предметно – развивающую среду с помощью попечительского совета родителей
Недостаточность методических разработок, литературы по теме Недостаточность методических разработок, литературы по теме
Недостаточное оснащение предметно – развивающей среды по данной тематике
Целеполагание
Целью проекта является создание условий для эффективной работы по ознакомление с родным городом через развитие творческих способностей посредством лепки.
Идеи проекта:
1. Воспитание детского творчества; развитие творческих способностей.
2. Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник.
3. Разработка системы организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, направленной на ознакомление с родным городом Чебоксары.
4. Запечетлевание интересных мест родного города, памятников и мест отдыха посредством лепки.
5. Составление познавательных рассказов о памятниках города Чебоксары, мини- сообщения, сценарии праздников и развлечений.
Проблема
Концептуализация
В данном проекте представлена технология работы по организации и проведению мероприятий, посвященных ознакомлению детей с их родным городом Чебоксары посредством развития творческих способностей с помощью лепки. Выбор в качестве базового материала, именно ознакомление с родным городом, обусловлен значимостью его для патриотического воспитания гражданина, начиная с малых лет жизни, а также для закрепления знаний о родном городе.
Задачи воспитания, как глубоких патриотических чувств, так и нравственно – эстетических ценностей и ориентиров, решаются интегрировано. Работа по данному направлению представляется как интеграция различных видов деятельности: экскурсия, направленная на ознакомление с родным городом, изготовление макетов основных достопримечательностей, занятия по лепке, а также просмотр видеофильмов по соответствующей тематике.
Сюжетно-тематическое планирование всех видов деятельности задается детской любознательностью и историко-культурным содержанием города Чебоксары. Такое единство сюжетно-тематической основы обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов детской деятельности, определяет целостность всей жизнедеятельности группы, взаимное дополнение и сотворчество сотрудников ДОУ, детей и родителей.
Cодержание проекта организуют пять тем, которые значимы для развития личности всех детей : «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мой город», «Достопримечательности столицы Чувашии»,, «Лепка фигуры человека». Перечисленные темы раскрываются в процессе прогулок, экскурсий, походов по достопримечательным местам города, лепка, изучение тематических материалов по тематике, рассматривание фотовыставок, рассматривание телевизионных познавательных программ, которые сопровождаются рассказами, беседами, дидактическими играми и т. д.
Одним из составляющих направлений содержания проекта является развитие предметной среды группы, в частности «Уголка родного края», предназначенного для проведения, как организованной совместно образовательной деятельности, так и самостоятельной деятельности.
Важно как можно раньше начать эту работу.
Ожидаемый результат
Педагоги:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросах обучения детей краеведению;
Обогащение предметной развивающей среды, материально-технического и программно-методического обеспечения;
Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Чебоксары;
Ознакомление с традиционными и нетрадиционными техниками лепки.
Дети:
Расширение знаний о родном городе, о его достопримечательностях, объектах культуры, истории и т. д. ;
Воспитание интереса, любви к современной и исторической частей города;
Развитие творческих способностей;
Развитие мелкой моторики рук посредством лепки.
Родители
Повышение интереса к совместной деятельности по изучению истории и культуры малой родины;
Расширение знаний о столице Чувашской Республики;
Гармонизация детско-родительско-педагогический отношений;
Активное участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ и группе.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь, октябрь 2022)
2 этап – деятельностный (ноябрь 2022 – апрель 2023)
3 этап – заключительный (май 2023)
этапы ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение методических разработок по интересующей теме сентябрь, октябрь 2022
Обеспечение образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического инструментария
Создание предметно – развивающей среды в группе Определение путей совершенствования и улучшения предметно – развивающей среды в группе
Создание библиотечного фонда детской литературы
Подбор иллюстративного материала
Привлечение родителей к патриотическому воспитанию Консультации, проведение социологических опросов
Коллективные и индивидуальные беседы
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Внедрение системы работы Составление перспективного плана работы ноябрь
2022 –
апрель
2023
Разработка конспектов занятий
Проведение прогулок, экскурсий, бесед, фотовыставок, мультимедийных презентаций, продуктивной, игровой деятельности, просмотр телевизионных познавательных программ, профессиональных и любительских съемок, организация выставки согласно перспективному плану
Изготовление дидактического материала для проведения занятий
Работа с родителями по проблеме Оформление информационных стендов
Привлечение родителей к изготовлению пособий
Организация совместных мероприятий, направленных на знакомство с родным городом
Шоу – игра «Колесо истории»- составление семейной родословной, герба семьи
Работа с педагогами Консультации
Выступление на педагогическом совете февраль
2023
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Оценка эффективности реализации проекта Выявление динамики в развитии детей май 2023
Обобщение результатов работы по проектной деятельности Презентация проекта
Составление отчета о реализации проекта
Определение перспектив дальнейшей работы
Мониторинг проекта
Цель мониторинга – отслеживание результатов проекта.
Для проведения оценки эффективности работы с детьми буду использовать методику, предложенную М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
1. Дидактическое упражнение «Город - деревня». Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.
Содержание диагностического задания:
Вопросы.
Рассмотри картинки.
Чем отличается город от деревни?
Как называется город, в котором мы живем?
Как называется улица, на которой ты живешь?
Есть ли у тебя в городе любимое место, куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.
2. Дидактическое упражнение «Родной город». Материал: иллюстрации достопримечательностей города.
Содержание диагностического задания:Вопросы.
Назови город, в котором ты живешь.
Как называется улица, на которой ты живешь?
Рассмотри фотографии достопримечательнос тей нашего города.
Тебе известны эти места? И т. д.
1балл - знает название города, затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности города не знакомы ребенку.
2балла - ребенок знает название города, своей улицы. Осве-домленность о достопримечательностях города незначительна.
3балла - рассказывает о своем родном городе. Знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного города.
Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.
Критерии развития худ. -эстетического вкуса Показатели критериев Уровень сформированности худ. -эстетич. вкуса
1. Эстетическое осознание произведения искусства. -ребенок умеет дать правильную оценку;
-может самостоятельно качественно вылепить; высокий
-ребенок затрудняется с лепкой, но правильно определяет форму; средний
-ребенок не может вылепить самостоятельно;
-с трудом определяет форму; низкий
2. Развитие художественного вкуса. -ребенок умеет правильно подобрать цвет, форму;
-устанавливает правильные пропорции; высокий
-ребенок не всегда удачно подбирает цвета ;
-с трудом подбирает форму, устанавливает пропорции; средний
-ребенок затрудняется в выборе цвета;
-с помощью воспитателя подбирает форму, устанавливает пропорции; низкий
3. Развитие творческих способностей. Самостоятельно определяет деятельность и выбирает материал, проявление инициативы, фантазий высокий
-действует по аналогии; средний
С помощью воспитателя низкий
Заключение
Результаты проведенной работы позволили сделать следующие выводы.
Наиболее благоприятные возможности для процесса знакомства с родным городом проходят через изготовление художественных проектов. Этот процесс длительный. И чем раньше он начнется, тем лучше. Крупицы знаний, чувств, представлений, сформированные в детском саду, послужат основой для творческого развития личности ребенка в дальнейшем. Творческие способности детей, проявляясь уже в дошкольном возрасте, развиваются в условиях специально организованного педагогического процесса. В данном проекте мы рассматривали развитие творческих способностей посредством лепки.
Обыгрывание созданных образов, игры-забавы, побуждают детей, особенно робких и застенчивых, активно включаться в художественное творчество и сохранять активный интерес в процессе всей деятельности.
Эффективными методами и средствами развития творческих способностей у детей дошкольного возраста являются игровые приемы и проблемные ситуации.
Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста стало использование нетрадиционной техники лепки, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы лепки способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов лепки вызывала эмоционально-положительное отношение детей. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.
В силу возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста знакомство с городом немыслимо без прогулок и экскурсий по достопримечательным местам, объектам культуры, которые сопровождаются беседами, рассказами, играми. В дальнейшем работа продолжится в художественно-творческой, речевой, игровой, трудовой, театрализованной деятельности. Особое внимание будет уделяться лепке с целью развития творческих способностей в этой области. Разработанная система ознакомления с родным городом позволит в итоге значительно расширить знания детей о своем родном городе, о людях, прославивших родной край, приобщить их к истории традициям чувашского народа, развивать чувство гордости за свой город, потребность к активному участию в его жизни.