Получи документы

Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста

Вера Бурцева
Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время уделяется особое внимание проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. У педагогов и у дошкольников вызывает затруднения освоение такого социально-значимого аспекта, как отзывчивость к переживаниям другого человека.

У старших дошкольников пока недостаточный опыт владения навыками общения, большинство из них не умеют разделять радость и огорчения других, не могут помочь преодолеть отрицательные переживания и откликнуться на помощь товарища. Достичь желаемых результатов не представляется возможным, так как не в полной мере происходит осознание родителями и педагогами необходимости тесного сотрудничества, совместной целенаправленной деятельности по формированию умения проявлять чуткость, отзывчивость у детей.

Публикация «Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Дошкольник должен быть эмоционально отзывчивым, откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок и рассказов. Достичь желаемых результатов можно с помощью построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции образовательных областей, в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников. Необходимо, чтобы смена видов детской деятельности была подчинена одной теме.

Вопросы организации воспитания дошкольников вызывают затруднения ииз-за большой наполненности группы, что усложняет индивидуальную работу с дошкольниками. Кроме этого, недостаточно наглядного материала для формирования у дошкольников умения проявлять сопереживание и сочувствие; недостаточно дидактических пособий на тему «Как бы ты поступил, если бы», «Уроки чуткости».

Планируемые образовательные результаты по формированию у старших дошкольников умения проявлять чуткость, внимание следующие:

• эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей;

• развита способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;

• овладели способами эмоционального содействия, умением утешать и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;

• сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Работа по формированию умения проявлять отзывчивость к переживаниям сверстников и близких людей предполагает следующие изменения в педагогическом процессе:

1) В содержании:

• разработано комплексно-тематическое планирование для старшей группы;

• организованы сюжетно-ролевые игры «Больница» (ты с мамой ждёшь приёма врача, принесли девочку с высокой температурой, «Семья» (мама пришла с работы усталая, а в доме не убрано, «Детский сад» (девочки прыгали на скакалках, одна запуталась) с ситуациями, побуждающими оказать помощь, поддержку другому;

• организованы дидактические игры «Что это?», «Собери картинку», «Пантомима»;

• организованы (для подгруппы) игровые ситуации, поощряющие проявление доброжелательного внимания, сопереживания, сочувствия («Как нам поступить?», «Что бы ты сделал?», дидактические упражнения «Угадай моё настроение», «Передай своё настроение», «Поделись хорошим настроением»;

• проведены беседы «Я или мы», «Не жди, когда тебя попросят о помощи: учись сам видеть, кому нужна помощь», «О чуткости и равнодушии», «Кто скоро помог, тот дважды помог»;

• разработано дидактическое пособие «Как поступить?»;

• воспитателем проведен праздник в конце месяца «Дружба начинается с улыбки» и в конце года «Праздник доброты и вежливости»;

• посещение детьми старшей группы кружка «Улыбка»;

• функционирует детско-родительский клуб «Ласковое слово»;

• используется метод проектов «Давайте жить дружно», «Спешите делать добро».

2) В средствах обучения и воспитания:

использованы ТСО: проектор, компьютер, магнитофон;

• использована художественная литература (М. Пляцковский «Настоящий друг», Р. Сеф «Дружок», «Хмурый день», М. Яснов «Горести-печалести», Э. Мошковская «Жду», «Не надо больше ссориться», Л. Пантелеев «Большая стирка», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», В. Осеева «Печенье», «Сыновья»;

• созданы уголок настроения «Здравствуйте, я пришёл», коврик «мира» для решения конфликтных ситуаций с помощью бесед, «Шкатулка добрых дел» для анализа поступков детей;

• использован дидактический материал на тему «Пойми меня», «Мы радуем своих близких».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие)Проект «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие) Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 12:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД