Валентина Карпинская
Формирование основ духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Формирование основ духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Подготовила: Карпинская Валентина Борисовна
Публикация «Формирование основ духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах
В наше время проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Дошкольный возраст является сенситивным для развития эмоций, чувств, ценностей, духовно-нравственных норм и требований у дошкольников.
Наблюдая за детьми дошкольного возраста, часто замечаем, что большинство детей слабо понимают отдельные этические понятия. Дошкольники с одной стороны знают, например, что нельзя обманывать, обижать маленьких и слабых, мучить животных и т. д., а с другой – не могут объяснить, почему необходимо соблюдать ту или иную норму поведения.
Педагогический процесс духовно-нравственного воспитания достаточно сложный процесс, поэтому необходимо создать условия для целенаправленной работы.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания ребёнка является театрализованная игра, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).
Театрализованная деятельность имеет социальную направленность, что позволяет сформировать у детей опыт социальных навыков поведения. Любимые герои являются образцами для подражания. Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное – помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Также большой интерес у детей вызывают игры-драматизации. Рассмотрим к примеру сказку «Колобок». При организации можно использовать следующие приемы:
– приём «подражание голоса» (зайца, волка, медведя, лисы, колобка);
– приём ассоциации с цветом (сказка «Колобок»). На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспоминают всю последовательность происходящих событий в сказке, которую мы изменили.
– приём соотнесения (детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания которых, задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, мотивируя тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Далее детям предлагаются три разных изображения Лисы, после рассматривания которых, задаются вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?»).
Во время подготовки к разыгрыванию спектакля важно использовать дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений. Эти разнообразные виды гимнастик позволяют детям улучшить произносительные навыки речи, правильно эмоционально передавать настроение героев. Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика должны быть разнообразными, не утомительными и эмоционально окрашенными.
Артикуляционную гимнастику можно провести в виде театрализованной игры с персонажами : это может быть «Сказка о Весёлом Язычке» или различные сказочные истории. С помощью таких сказочных историй артикуляционная гимнастика из рутинной работы превращается в увлекательное занятие, где ребёнка ждут встречи с различными героями и персонажами. Тем самым, незаметно для себя, дети усваивают правильные речевые уклады, необходимые для формирования правильного звукопроизношения.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей. Родители так же привлекаются к участию в театрализованной деятельности, в качестве помощников по изготовлению костюмов и декораций. Это крайне важный момент, поскольку совместная деятельность объединяет и позволяет наладить контакт.
Таким образом, театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, в процессе которого ребенок входит в образ, и играя различные роли он подражает тому, что увидел и что ему интересно, выражает свое отношение к добру и злу.