Татьяна Богданова
Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Слово – раз, словечко – два,
будут новые слова»
О формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы, но, тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно. Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. До настоящего времени совершенной загадкой для ученых остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Для детей с общим недоразвитием речи словообразование является особенно сложным, поскольку, в силу речевых нарушений, дети допускают серьезные ошибки в формировании новых слов. Исходя из всего вышесказанного, данная тема, на сегодняшний день, является столь актуальной.
Публикация «Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В нашем дошкольном учреждении, группы комбинированной направленности посещают воспитанники с общим недоразвитием речи третьего уровня, который характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Активный словарь детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной слоговой структуры, но, у большинства детей продолжают встречаться недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова. Функция словообразования находится на довольно низком уровне.
Таким образом, воспитанник с общим недоразвитием речи в отличие от своих нормально развивающихся сверстников испытывает трудности в овладении словообразовательными операциями. Безусловно, трудности выработки словообразовательных навыков у воспитанников учитываются в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи и в работе по данной теме используется множество игр, упражнений, дидактического материала с постепенным усложнением и разнообразием наглядности.
За долгие годы логопедической практики в работе с детьми с нарушениями речи нарабатывается и отбирается тот материал, который более эффективен.
Хочу предложить вниманию коллег пособия по формированию навыков словообразования, разработанные самостоятельно и используемые на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи. Это:
- «Чудо-линейка»
- «Волшебные платочки»
- «Словесные часы»
Каждое пособие в коррекционно-логопедической работе является многофункциональным. Их можно использовать не только при решении проблемы словообразования, но и при делении слова на слоги, при формировании слоговой структуры слова, составлении предложений из двух, трех, четырех слов. Когда дети овладевают грамотой, то вместо картинок можно использовать чтение слогов (до-мо-ве-нок, слов (рука, руки, ручка, ручонка, рученька, ручище; нога, ноги, ножки, ноженьки, ножечки, ножищи; нос, носик, носище).
"Чудо-линейка"
«Чудо-линейка» изготавливается из картона. Прямоугольник (28х18 см) делится на три равные полоски, на двух из которых вырезаются окошечки напротив друг друга, затем складываются втрое и склеиваются. По размеру ширины полученной линейки вставляются две полоски на одну из которых наклеиваются картинки по словообразованию, а другая полоска закрывает эти окошечки с картинками. Выдвигая внешнюю полоску поочередно открываются окошечки на линейке.
Дети с удовольствием и интересом выполняют задания и хорошо запоминают вновь образованные слова.
Например, игровое упражнение «Какой-какая».
«Чудо-линейки» «заряжаются» пластинками с изображением в окошечках предметов мужского, женского, среднего рода и предметом множественного числа по цветовой гамме (серый, серая, серое, серые; красный, красная, красное, красные; зеленый, зеленая, зеленое, зеленые, или, при согласовании числительного и существительного (одно яблоко, два яблока, шесть яблок; одна книга, две книги, пять книг; одна машина, четыре машины, семь машин и т. д.).
"Волшебные платочки"
Платочки изготавливаются из однотонной ткани разных цветов. С одной
стороны приклеиваются четыре картинки, расположенные в квадратах в симметричном порядке. Платочек складывается вчетверо, так, чтобы картинки оказались внутри. При выполнении задания ребенком платочек разворачивается и по часовой стрелке ребенок называет то, что изображено на картинках. При обыгрывании логопедического задания ребенок использует все анализаторы и навыки словообразования формируются гораздо эффективнее, а новые слова запоминаются быстрее.
Например, это пособие применяется в совершенствовании словообразовательных умений с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очк, -ечк, -оньк, -еньк, -ушк.
Игра «Узнай и назови ласково»
Описание игры: детям раздаются платочки сложенные вчетверо, на которых приклеены фотографии их сверстников из группы. Ребенок разворачивает волшебный платочек, узнает на фотографиях знакомые лица
детей и называет их ласково по имени (Надя, Наденька, Надечка, Маша, Машенька, Машечка, Коля, Коленька, Колечка, Таня, Танечка, Танюшка).
Аналогично можно использовать «Волшебные платочки» в игре «Кто у кого». Для этого дети вспоминают детенышей животных. На платочках также расположены картинки с изображением животного папы, животного мамы, их детеныша и детенышей (заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; кот, кошка, котенок, котята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; ёж, ежиха, ежонок, ежата; лось, лосиха, лосенок, лосята; тигр, тигрица, тигренок, тигрята и т. д.).
"Словесные часы"
Это пособие – демонстрационное и изготавливается так: из фанеры выпиливается квадрат размером 30х30 см, в центре просверливается отверстие и закрепляются две стрелки часов из прочного материала, которые можно передвигать по кругу. На уровне 12-ти, 9-ти, 6-ти и 3-х часов, а так же между ними наклеиваются кармашки разного цвета, в которые можно вставлять картинки по любой заданной теме.
Это пособие позволяет использовать язык блиссимволов, которые обеспечивают облегчение запоминания, сохранения и воспроизведение информации.
Например, игра «Найди домик»
Цель: закрепление навыков словообразований существительных с помощью суффиксов –ик, -ищ.
Описание игры: детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и «часы» с кармашками, на которых нарисованы схематические изображения горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный кармашек: носик, нос, носище и тому подобное.
Таким образом, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования у воспитанников с общим недоразвитием речи ведется с эффективным использованием разработанных пособий, которая тесно связана с развитием лексики и грамматики, индивидуальных особенностей словообразования и дифференцированного подхода в преодолении выявленных трудностей, учитываемых на подгрупповых и индивидуальных занятиях, безусловно, способствует более успешному формированию навыков словообразования.
Литература:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. /Дефектология. – 1985. - № 4. – с. 72-78.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1990. – с. 239.
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М. : Просвещение, 1998. – с. 64.
4. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Дефектология. – 2001. - № 6. – с. 68-77.
5. Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР 4-го уровня/Логопедия. – 2004. - № 2. – с. 41-58.
6. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М. : Наука, 1992. – с. 221.
7. О. Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику. /Методическое пособие для дошколных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – с. 232.