Приложение МААМ

Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи

Татьяна Богданова
Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Слово – раз, словечко – два,

будут новые слова»

О формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы, но, тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно. Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. До настоящего времени совершенной загадкой для ученых остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Для детей с общим недоразвитием речи словообразование является особенно сложным, поскольку, в силу речевых нарушений, дети допускают серьезные ошибки в формировании новых слов. Исходя из всего вышесказанного, данная тема, на сегодняшний день, является столь актуальной.

Публикация «Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении, группы комбинированной направленности посещают воспитанники с общим недоразвитием речи третьего уровня, который характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Активный словарь детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной слоговой структуры, но, у большинства детей продолжают встречаться недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова. Функция словообразования находится на довольно низком уровне.

Таким образом, воспитанник с общим недоразвитием речи в отличие от своих нормально развивающихся сверстников испытывает трудности в овладении словообразовательными операциями. Безусловно, трудности выработки словообразовательных навыков у воспитанников учитываются в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи и в работе по данной теме используется множество игр, упражнений, дидактического материала с постепенным усложнением и разнообразием наглядности.

За долгие годы логопедической практики в работе с детьми с нарушениями речи нарабатывается и отбирается тот материал, который более эффективен.

Хочу предложить вниманию коллег пособия по формированию навыков словообразования, разработанные самостоятельно и используемые на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи. Это:

- «Чудо-линейка»

- «Волшебные платочки»

- «Словесные часы»

Каждое пособие в коррекционно-логопедической работе является многофункциональным. Их можно использовать не только при решении проблемы словообразования, но и при делении слова на слоги, при формировании слоговой структуры слова, составлении предложений из двух, трех, четырех слов. Когда дети овладевают грамотой, то вместо картинок можно использовать чтение слогов (до-мо-ве-нок, слов (рука, руки, ручка, ручонка, рученька, ручище; нога, ноги, ножки, ноженьки, ножечки, ножищи; нос, носик, носище).

"Чудо-линейка"

«Чудо-линейка» изготавливается из картона. Прямоугольник (28х18 см) делится на три равные полоски, на двух из которых вырезаются окошечки напротив друг друга, затем складываются втрое и склеиваются. По размеру ширины полученной линейки вставляются две полоски на одну из которых наклеиваются картинки по словообразованию, а другая полоска закрывает эти окошечки с картинками. Выдвигая внешнюю полоску поочередно открываются окошечки на линейке.

Дети с удовольствием и интересом выполняют задания и хорошо запоминают вновь образованные слова.

Например, игровое упражнение «Какой-какая».

«Чудо-линейки» «заряжаются» пластинками с изображением в окошечках предметов мужского, женского, среднего рода и предметом множественного числа по цветовой гамме (серый, серая, серое, серые; красный, красная, красное, красные; зеленый, зеленая, зеленое, зеленые, или, при согласовании числительного и существительного (одно яблоко, два яблока, шесть яблок; одна книга, две книги, пять книг; одна машина, четыре машины, семь машин и т. д.).

"Волшебные платочки"

Платочки изготавливаются из однотонной ткани разных цветов. С одной

стороны приклеиваются четыре картинки, расположенные в квадратах в симметричном порядке. Платочек складывается вчетверо, так, чтобы картинки оказались внутри. При выполнении задания ребенком платочек разворачивается и по часовой стрелке ребенок называет то, что изображено на картинках. При обыгрывании логопедического задания ребенок использует все анализаторы и навыки словообразования формируются гораздо эффективнее, а новые слова запоминаются быстрее.

Например, это пособие применяется в совершенствовании словообразовательных умений с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очк, -ечк, -оньк, -еньк, -ушк.

Игра «Узнай и назови ласково»

Описание игры: детям раздаются платочки сложенные вчетверо, на которых приклеены фотографии их сверстников из группы. Ребенок разворачивает волшебный платочек, узнает на фотографиях знакомые лица

детей и называет их ласково по имени (Надя, Наденька, Надечка, Маша, Машенька, Машечка, Коля, Коленька, Колечка, Таня, Танечка, Танюшка).

Аналогично можно использовать «Волшебные платочки» в игре «Кто у кого». Для этого дети вспоминают детенышей животных. На платочках также расположены картинки с изображением животного папы, животного мамы, их детеныша и детенышей (заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; кот, кошка, котенок, котята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; ёж, ежиха, ежонок, ежата; лось, лосиха, лосенок, лосята; тигр, тигрица, тигренок, тигрята и т. д.).

"Словесные часы"

Это пособие – демонстрационное и изготавливается так: из фанеры выпиливается квадрат размером 30х30 см, в центре просверливается отверстие и закрепляются две стрелки часов из прочного материала, которые можно передвигать по кругу. На уровне 12-ти, 9-ти, 6-ти и 3-х часов, а так же между ними наклеиваются кармашки разного цвета, в которые можно вставлять картинки по любой заданной теме.

Это пособие позволяет использовать язык блиссимволов, которые обеспечивают облегчение запоминания, сохранения и воспроизведение информации.

Например, игра «Найди домик»

Цель: закрепление навыков словообразований существительных с помощью суффиксов –ик, -ищ.

Описание игры: детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и «часы» с кармашками, на которых нарисованы схематические изображения горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный кармашек: носик, нос, носище и тому подобное.

Таким образом, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования у воспитанников с общим недоразвитием речи ведется с эффективным использованием разработанных пособий, которая тесно связана с развитием лексики и грамматики, индивидуальных особенностей словообразования и дифференцированного подхода в преодолении выявленных трудностей, учитываемых на подгрупповых и индивидуальных занятиях, безусловно, способствует более успешному формированию навыков словообразования.

Литература:

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. /Дефектология. – 1985. - № 4. – с. 72-78.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1990. – с. 239.

3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М. : Просвещение, 1998. – с. 64.

4. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Дефектология. – 2001. - № 6. – с. 68-77.

5. Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР 4-го уровня/Логопедия. – 2004. - № 2. – с. 41-58.

6. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М. : Наука, 1992. – с. 221.

7. О. Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику. /Методическое пособие для дошколных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – с. 232.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 16:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Богданова (УИ 211952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД