Алсу Керимханова
Консультация «Формирование навыков рассказывания»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков рассказывания в онтогенезе
У детей без речевой патологии развитие навыка рассказывания происходит постепенно в системе формирования монологической речи, вместе с развитием мышления, деятельности и общения [16].
Овладение навыками построением развернутых связных рассказов у старших дошкольников становится возможным с появлением регулирующей, планирующей функцией речи Г. А. Ванюхина отмечает, что «истоки качества монологической речи следует искать в механизмах порождения высказываний. Поэтому крайне важно рассмотреть хроно-генетические последовательности становления фразы. Отбор и согласование содержания будущего рассказа и лексических форм его выражения происходит при ступенчатом освоении познаваемого образа: эмоционально-волевая ступень (желание действовать); сенсомоторная (апробация объекта или события как будущего сюжета высказывания); символьная (создание комплексного мыслеобраза по следам опытных сведений); логическая (анализ события и определение его места среди уже имеющихся сведений); лингвистическая (проговаривание события)» [6, c.19].
Публикация «Консультация „Формирование навыков рассказывания“» размещена в разделах
Уже ко второму году жизни у ребенка наблюдаются первые осмысленные слова, которые служат обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения. На третьем году жизни ребенка быстрыми темпами совершенствуется понимание речи, собственная активная речь, стремительно увеличивается лексический запас, усложняется структура предложений [22].
В период дошкольного возраста осуществляется переход развития речи от практического опыта, который набирают дети. И главным является планирующая функция речи, которая приобретает форму контекстной, монологической. Дети учатся различным типам рассказов, например, учатся составлять описание, повествование, учатся рассуждать, опираясь на определенный наглядный материал (игрушки, картины, схемы, а также без него. С каждым годом синтаксическая структура рассказов также усложняется. Так, дети начинают использовать больше сложноподчиненных и сложносочиненных упражнений, расширяется словарный запас. Их речь все еще ситуативна, превалирует экспрессивное высказывание. Малыши делают ошибки при построении предложений, определении действия, функции предмета [16].
Г. В. Колшанский отмечает, что на совершенствование навыка рассказывания у детей среднего дошкольного возраста большое воздействие оказывает развитие словаря, объем которого расширяется до 2,5 тысяч слов. У детей возникают первые обобщения, выводы, умозаключения. Воспитанники шаг за шагом подходят к самостоятельному построению коротких рассказов по картинке, по игрушке. Тем не менее, их рассказы чаще всего копируют образец взрослого. Ребенок 4-5 лет еще не может отличить существенное от вспомогательного, главное от деталей. Ситуативность речи на данном этапе остается преобладающей, хотя идет усовершенствование и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе [16].
В среднем дошкольном возрасте ребенок не только может воспринимать, но и пробует самостоятельно использовать различные прилагательные, описывая предметы вокруг, игрушки, одежду, а также наречия для того, чтобы определить время, пространственные отношения. Ребенок уже может сделать некоторые выводы путем обобщения, сравнения. Тем не менее, у многих детей среднего дошкольного возраста рассказ характеризуется короткими неполными фразами [16].
Активное развитие навыка рассказывания у дошкольников существенно развивается в старшем дошкольном возрасте. В этот период особенно развивается мышление, воображение детей, в связи с чем дети учатся делать выводы, анализировать. Зачастую они дают уместные реплики, грамотно формулируют вопросы, замечают, когда сверстники говорят неправильно, поэтому часто дополняют и исправляют товарищей. Развитие мышления оказывает положительное влияние на развитие речевой деятельности старших дошкольников, например, у детей формируется навык вычленения наиболее существенных фактов в предметах или явлениях в процессе рассказывания. Старшие дошкольники с интересом и активностью выступают перед сверстниками, любят добавить немного фантазии к своему рассказу. Они не только называют предметы, но и вычленяют его характерные свойства, признаки, делают достаточно развернутый и полный анализ явлений и предметов [19].
В рассказах детей среднего дошкольного возраста находят свое отражение возможности ребенка устанавливать некоторые связи, закономерности, зависимости между предметами, явлениями в рассказах. Детям еще трудно выбрать необходимые знания и эффективно выразить их в нужной форме, поэтому существенную трудность для дошкольников представляет повествование по определенной теме. Тем не менее, к старшему дошкольному возрасту дети уже могут составить небольшой сюжетный или описательный рассказ по предложенной теме с использованием образца взрослого. В связи с этим возрастает роль работы воспитателей, способствующих развитию навыков описательного и сюжетного рассказа. Стоит отметить, что в старшем дошкольном возрасте навык ребенка передавать эмоциональное отношение к предметам и явлениям, описываемым в рассказе, еще недостаточно развито. Детям, особенно в старшей группе еще необходим предварительный образец воспитателя. Еще не полностью развита способность передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к событиям или явлениям, которые они описывают [19].
Старшие дошкольники правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи в рассказах. Им несложно образовывать слова посредством родительного, творительного падежей, правильно использовать несколько предлогов, числительных. Словарь расширяется за счет перехода многих слов из пассивного а активный словарь [16].
К периоду поступления ребенка в первый класс развитие навыка рассказывания уже сформирован, в случае, если у него нет речевых патологий.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что навык рассказывания формируется в среднем дошкольном возрасте. Ребёнок описывает игрушку, домашнее животное, предметы своей одежды. Достигая четырёхлетнего возраста, дети способны осуществить пересказ знакомой сказки, продекламировать стихи. После пяти лет у ребёнка не возникает особых сложностей при необходимости сообщить об увиденном или воспринятом на слух. При этом передача информации осуществляется довольно полно, подробно, логично. Имеются речевые конструкции, с помощью которых ребёнок разъясняет причину и следствие чего-либо. К началу обучения в школе дети без нарушений речевого развития справляются с заданиями, требующими составление рассказа по сюжетной, пейзажной картине, по серии картинок. Дети этой возрастной группы владеют способностью отделять реальное от фантастического, отличать сказку от рассказа.