Людмила Аболоннникова
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личностных умений
в процессе освоения учебной темы.
СЛАЙД №1
Требования нового стандарта четко обозначили умения, которые школьники должны приобрести в результате обучения. СЛАЙД №2 Это предметные, метапредметные и личностные умения. Среди них личностные умения, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию школьником (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами, выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В учебной деятельности они могут проявляться:
Публикация «Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы» размещена в разделах
- как личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- как установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Если ученик задаё тся вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?», и умеет ответить на него, то это умение устанавливать смысл образования.
«Ситуативное задание»
Тема моей разработки «Местоимение», предполагает формирование не только предметных умений, но метапредметных и личностных. Чтобы вызвать интерес к изучению темы мы предложили школьникам ситуативное задание, СЛАЙД№3 в котором предлагается помочь Мише внести изменения в рассказ о маме, СЛАЙД №4 который он написал и оформил с нарушениями норм русского языка. Учитель спрашивает ребят о том какие изменения должен внести в свой рассказ Миша. Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. В результате, у школьников возникает желание научиться писать рассказ о маме так, чтобы он соответствовал нормам русского языка.
Это ситуативное задание позволило стимулировать школьников решать проблему Миши.
«Блоки»
На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали содержание темы. СЛАЙД№5 Блок А – Местоимение как часть речи; блок Б – Личные местоимения; блок В – Правописание местоимений; блок Г – использование местоимений в устной и письменной речи; блок Д – диагностика качества освоения темы.
«Учебные задания»
В рамках изучения темы школьники осваивали ее содержание, выполняя учебные задания СЛАЙД№6 на «знание», «понимание», «умение», затем - диагностические задания. СЛАЙД№7. В данной технологии освоение любого содержательного блока построено в системе, что позволяет школьнику осознанно приобретать знания и умения.
«Результаты освоения темы» - диагностика
Апробация разработки предполагала изучение результатов освоения темы, которое проводилось в 4 классах с участием 74 школьников. СЛАЙД№8
Результаты диагностических и контрольных заданий показали, что большинство учащихся успешно справляются с заданиями.
На этапе диагностики качества освоения темы (в контрольном задании) из 74 школьников не справился лишь один. Я считаю, что это высокие результаты освоения темы.
Выполнили правильно Допустили исправления Не справились
Блок А 56 14 0
Блок Б 47 23 1
Блок В 42 21 0
Блок Г 40 22 0
Блок Д 23 50 1
Результаты освоения темы - умения
Это дает основания утверждать, что при освоении темы «Местоимение», школьники достигли планируемых результатов в учебно-познавательной деятельности : СЛАЙД№9
Личностные умения :
- проявлять позитивное отношение к процессу создания рассказа о маме.
Познавательные умения :
- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении рассказа о маме.
Регулятивные умения :
- соотносить учебные действия с известным правилом.
Коммуникативные умения :
- формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога.
Предметные умения :
- писать рассказ о маме, используя личные местоимения.
«Интеллектуально – преобразовательная деятельность. Личностные умения»
Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование учащимися приобретенных знаний и умений темы в редактировании и написании рассказа о маме.
Ведущими на этом этапе являются личностные умения. СЛАЙД№10
Проявлять:
- интерес к изучению темы
- желание помочь Мише
- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме
- осознание собственной успешности при изучении темы
Особенно проявились умения при выполнении задания, в котором дети должны были отредактировать и написать рассказ о маме.
«Выбор варианта задания»
В рамках интеллектуально-преобразовательной деятельности школьникам предлагалось выбрать вариант выполнения задания:
- информативный, выполнение которого осуществляется с максимальной поддержкой учителя;
- импровизационный, - с минимальной поддержкой учителя;
- эвристический, который школьники выполняют только самостоятельно.
СЛАЙД№11
Информативный вариант 14 учащихся
Импровизационный вариант 34 учащихся
Эвристический вариант 36 учащихся
Учащиеся выбирали способ деятельности (индивидуально, в паре или группе, затем выполняли задание. Школьники с большим интересом и желанием выполняли вариант ситуативного задания, у некоторых возникло желание выполнить несколько вариантов заданий.
«Рефлексивная деятельность»
На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и полученные результаты.
На данном этапе формируется личностное умение - оценивать успешность собственной деятельности. СЛАЙД№12 Участниками апробации были 74 школьника. СЛАЙД№13
Высокий уровень самоанализа проявили 65 учеников,
Средний уровень самоанализа проявили 9 ученика
СЛАЙД№14,15
Высокий уровень самооценки – 66 ученика
Средний уровень самооценки – 8 учеников
Эти показатели свидетельствуют о том, что большая часть школьников смогла оценить результат своей деятельности и соотнести полученный результат с поставленной целью.
Если каждую учебную тему изучать в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности с использованием технологической карты, то все школьники со временем смогут достигнуть высокого уровня самоанализа и самооценки.
«Проявление личностных умений»
Выполнение предложенных заданий способствовало формированию личностных, метапредметных и предметных умений, среди которых личностные были ведущими : СЛАЙД№16
- интерес к изучению темы
- желание помочь Мише
- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме
- осознание собственной успешности при изучении темы
Результаты показали, что работа по данной технологии позволяет сформировать у каждого ученика позитивное отношение к учебному процессу и к оформлению рассказа. Оценка проявления личностных умений
Выполняя все эти задания, учащиеся показали следующие результаты в проявлении личностных умений : СЛАЙД№17
- ярко проявили – 15 человека,
- свободно демонстрировали – 48 человека,
- демонстрировали, если побуждали взрослые – 11 человек,
- не проявили совсем – 0 человек
Очевидные изменения школьников
В результате апробации ТРИИК и технологической карты были очевидны изменения школьников: СЛАЙД№18
• высокая мотивация к изучению темы
• возрастающий интерес в процессе изучения темы
• объективное оценивание знаний и умений, собственных результатов
Апробация показала, что использование данного методического обеспечения:
• Технологии
• технологической карты
• дидактического электронного сопровождения к ней
В учебном процессе обучения, способствует формированию метапредметных умений, и особенно личностных умений.
Разработка и апробация методических разработок – технологической карты и дидактического электронного сопровождения к ней позволяет учителю получать результаты, обозначенные в новом стандарте. Проектировать учебный процесс, раскрывать творческий потенциал школьников, целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся, эффективно расходовать учебное время, сохранять здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки, обеспечивать успешную самореализацию личности.