инна сумина
Формирование координационных способностей у детей с ОНР средствами дыхательной гимнастики и логоритмов на фитболах
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно,что основы здоровья человека закладываются в детстве,поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду состоит в том,чтобы для каждого ребёнка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Ведь именно она является основным фактором определяющим уровень обменных процессов в организме и здоровья в целом.
Оптимальный двигательный режим-основа для нормального роста и гармоничного развития ребёнка. Главной целью физического воспитания в нашем ГБДОУ является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных средств и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Публикация «Формирование координационных способностей у детей с ОНР средствами дыхательной гимнастики и логоритмов на фитболах» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Проводя в жизнь идеи педагогики сотрудничества, обобщила в своей работе опыт других авторов и модернизировала его, взяв за основу методики Волковой Г. А., Потапчук А. А. и Лукиной Г. Г.
Использование средств логоритмики и дыхательной гимнастики на фитболах для развития координационных способностей детей с ОНР.
Общими средствами фитбол-гимнастики,используемыми для развития координационных способностей детей с нарушением речи, являются:
-ходьба и маршировка в различных направлениях с мячом или вокруг мяча
-упражнения на развитие дыхания с использованием мяча
-упражнения активизирующие внимание
-речевые упражнения с мячом или на мяче
-игры и ритмические упражнения с использованием речи и без неё
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы –тесная связь движения с мячом с использованием музыки и без неё.
Следующий принцип в работе с речевыми детьми –включение в средства речевого материала. Слово может быть введено в разных формах : это тексты стишков, песен в подвижных играх. Введение слова позволяет создать целый ряд упражнений,построенных не на музыкальном,а на стихотворном ритме, который способствует ритмичности движений.
Ходьба и маршировка в различных направлениях-это средство фитбол-гимнастики В. А. Гринер (1941г.) назвал «вводными упражнениями». Оно учит ориентированию в пространстве и коллективе,право-левостороннем направлении движения,в поворотах,в маршировке спиной назад,лицом к мячу и т. п.
Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации.
У детей с нарушениями речи, особенно в возрасте 5-6 лет,отличается отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги,шаркают ими,наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Педагог с первых же занятий начинает формировать у детей устойчивость,умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая боковые раскачивания,приподнимать ноги при ходьбе. Тренировка устойчивости позволяет более направленно воспитывать ориентировку в пространстве и координацию движения.
Координированные, целенаправленные средства воспринимаются многими органами перцепции –кинестетическими тактильными, зрительными, слуховыми ощущениями. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи.
Что касается дыхательной функции, то у детей с речевой патологией оно имеет свои особенности: оно как правило поверхностное, верхнереберного типа,ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём легких у детей существенно ниже возрастной нормы.
Разработанные игры и упражнения,проводятся с использованием мяча- фитбола, который в силу своих функциональных возможностей позволяет сформировать мышечный корсет и вертикаль позвоночника,осознанно воспринимать и регулировать фазы дыхания,создать базу для активного вдоха и выдоха, скорость и объём воздушного потока,вызвать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания,который лежит в основе речевого дыхания.