елена павлова
Формирование художественной культуры старших дошкольников на занятиях по декоративному рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и апробация занятий по декоративному рисованию для старших дошкольников
Велико значение в развитии дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества [16, 85-110].
Публикация «Формирование художественной культуры старших дошкольников на занятиях по декоративному рисованию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. Проанализировав имеющиеся программы, используя методические рекомендаций, которые имеются в программах,нами были разработаны занятия для более углубленного знакомства с народным творчеством.
В данной разработке используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла [16, 85-110].
Разработка знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности
Цель разработки: Формирование художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
• Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
• Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т. д.);
• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Направления работы:
1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой один раз в неделю. В год проводится 27 - 28 занятий.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
• Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
• Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Содержание разработки: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы: Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап - подготовительный.
Задачи:
• Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап - практический.
Задачи:
• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании.
• Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
• Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Ожидаемый результат:
• Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
• Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
• Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
• Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
• Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Подготовительная группа:
• Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
• Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
• Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
• Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
• Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
• Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
• Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Разработка прошла апробацию и в детском саду, вызвала большой интерес детей к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желание самостоятельно создавать декоративные изделия, украшать ими свои группы, создавать подарки своими руками.
Разработка занятий по теме : «Формирование художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство» приложение 1.
Структура проведения занятия по декоративно-прикладному искусству :
1. Подбор художественных материалов.
2. Беседа, диалог.
3. Демонстрация.
4. Физминутка.
5. Практическая часть.
6. Итог (анализ).
Вывод:
Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей - игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и применяют его к явлениям природы, жизни, к оценке деятельности людей и из поступков
В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства, различать жанры. Детей учат понимать, что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение. Также предусмотрено формирование у детей навыков и умений изображать с помощью различных материалов отдельные предметы.
В формирование художественной культуры входит развитие у детей способов самостоятельных, поисковых и творческих действий. Детская самостоятельная художественная деятельность есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка, потому что она возникает по его инициативе, отвечает его интересам, становится потребность.
Список литературы
1. Антонова, А. В. Красота. Радость. Творчество. [Текст] : программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. / А. В. Антонова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова. – М. : Знание, 2000.- 29 с.
2. Артемьева, Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. [Текст] : учебное пособие / Л. А. Артемьева, В. В. Гаврилова. – М. : Учитель, 2010.- 7 с., 40 с.
3. Ветлугина, Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. [Текст] / Н. А. Ветлугина. – СПб. : Питер, 2008.- 92 с. ,- 112 с.
4. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие[Текст] / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Покровской. – М. : Академия, 2008.
5. Гердт, Н. И. Социокультурная среда художественного развития детей в дошкольном учреждении [Текст] : метод, пособие/ Н. И. Гердт, Л. К. Пикулева. - Челябинск: Книга, 2008.
6. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности[Текст]/ Г. Г. Григорьева - М. : Детство-пресс, 2007.- 20 с. ,- 36 с.
7. Дахно, М. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности[Текст]/ М. В. Дахно. – М. : Прима, 2006.- 78 с.
8. Доронова, Т. Н. Дошкольникам об искусстве[Текст] : учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста/ Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2002.
9. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей[Текст]/ Т. Н. Доронова. - М. : Детство – пресс, 2006.
10. Зарянова, О. Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы[Текст] / О. Ю. Зарянова, Л. И. Иванова, Т. С. Комарова, О. М. Шилова. – М. : Педагогическое общество России, 2000.
11. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие. / Под ред. Л. Г. Нисканен. – М. : Академия, 2002.
12. Казакова, Т. Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов[Текст] / Т. Г. Казакова. -М. : Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
13. Катышева, И. Б. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ И. Б. Катышева, Г. Н. Комбарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
14. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа [Текст] : учебно-методическое пособие/ О. Л. Князева. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.-56 с.
15. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] : обучение и творчество/ Т. С. Комарова. - М. : Академия, 2006.
16. Куриллова, А. М. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет [Текст]/ А. М. Курилова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-25-34 с. ,- 85-110 с.
17. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] : методическое пособие/ И. А. Лыкова. - М. : Карапуз-Дидактика, 2007.
18. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]/ В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008.
19. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст]/ В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2006.-64 с. ,-68 с.
20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : «Учебник для вузов».- М. : Высшее образование, 2006.- 76 с.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Университет, 2005.
22. Пчелинцева, Е. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учебное пособие/ Е. В. Пчелинцева. – Нижний Новгород: Бумеранг, 2005.-82 с.
23. Развитие личности ребенка [Текст] : учебное пособие. / Под ред. Л. А. Головей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
24. Савенков, A.M. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учеб. Пособие/ А. М. Савенков. - М. : Проспект, 2007.
25. Скоролупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст]/ О. А. Скоролупова. – М. : Феникс, 2003.- 126 с., -170-171 с.
26. Соломенникова,О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством [Текст] : программа дополнительного образования/ О. А. Соломенникова. – М. : Академия, 2006.- 25 с. ,-95 с. ,-136 с.
27. Тихонова, М. В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада [Текст]/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : Детство-Пресс, 2005.- 25 с. ,- 46 с. ,-78-82 с.
28. Трубайчук, Л. В. К проблеме личностного развития дошкольника в образовательном пространстве ДОУ [Текст] / Л. В. Трубайчук. - Магнитогорск: Призма, 2007.
29. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Академия, 2002.- 25 с.
30. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]/ Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007.