Наталья Фомичева
Формирование духовно — нравственных представлений детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Публикация «Формирование духовно — нравственных представлений детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Цель педагогического опыта
Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством проведения праздников и развлечений.
Задачи:
1. Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей;
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Изучив литературу о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой необходимо рассказать о культуре и быте того или иного народа ( русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т. д.)
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие с родителями в деле духовного воспитания детей проходит через : занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,
на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
В результате реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания добилась следующих результатов:
1. У детей сформировались первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, доброжелательности, послушании, и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);
2. Дошкольники стали :
- активнее проявлять чувства любви и уважения к родным и близким, стали более благодарными;
- стали доброжелательными к окружающим (приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо;
- проявлять любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- проявлять чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью.