Лучший педагог года

Формирование ценностного отношения к природе родного города и края как значимому социальному объекту у старших дошкольников

галина михайлова
Формирование ценностного отношения к природе родного города и края как значимому социальному объекту у старших дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно большое значение для развития способностей ребёнка, личных качеств, овладения способами познания окружающего мира, ценностных установок. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) : восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательная деятельность дошкольника рассматривается прежде всего, как активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний [1].

Публикация «Формирование ценностного отношения к природе родного города и края как значимому социальному объекту у старших дошкольников» размещена в разделах

В нашем детском саду педагогическим коллективом разработана авторская программа «Познавайка», в которой выделены четыре блока: «Я познаю себя», «Я и моё ближайшее окружение», «Я познаю мир», «Я – исследователь».

Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста осуществляется во время образовательного процесса как: непосредственно образовательная деятельность; совместная деятельность детей с воспитателями; самостоятельная познавательная деятельность детей.

Наиболее эффективным вариантом организации совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с педагогами является проектный метод. Этот метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды и бережного отношения к ней. Проект направлен на развитие личности ребёнка, на его познавательные и творческие способности. В ходе проекта педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности педагогов и воспитанников и основывается на собственном опыте ребёнка [1]. Метод проектов, на наш взгляд, актуален и эффективен, он даёт возможность ребёнку экспериментировать с предметами и явлениями, развивает познавательные способности и интерес детей социальному миру. В своей работе мы используем в основном так называемые познавательные проекты, которые отличает чёткая структура; обозначенность целей; наличие гипотезы; актуальность и социальная значимость содержания для всех участников; комплекс методов получения и обработки информации.

Тематика и содержание проектов определяется целями и задачами формирования ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста : «Береза – белая подруга»; «Деревья нашего детского сада»; «Чудо – елочка»; «Национальный парк «Русский север»; «Звери лесов Вологодской области»; «Птицы нашего края»; «Красная книга на карте Вологодской области» и др.

Подробнее остановимся на проекте «Берёза – белая подруга». Цель проекта – формирование у детей познавательно-ценностного отношения к берёзе, как уникальному представителю природы родного края в процессе организации познавательно-продуктивной деятельности. Задачи:

1) Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о природе родного края.

2) Углублять и систематизировать знания и представления о берёзе, особенностях её строения, произрастания, использования.

3) Формировать у детей осознанное отношение к природе родного края, вызвать желание ее беречь и охранять.

4) Формировать у детей познавательные и конструктивные умения: наблюдать; моделировать; сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

Во время работы над проектом дети узнали много стихов, поговорок, пословиц, загадок. Дети были участниками «Праздника русской берёзки». Во время праздника прививается детям бережное отношение и любовь к берёзе, как к объекту природы, объекту народной жизни и творчества. Особенно интересны выставки в эколого-познавательном центре: «Береста» Соболевой О. В. ; выставки детского творчества в нетрадиционной технике: «Животные Дарвинского заповедника», «Птицы из Красной книги Вологодской области» и др. В старшей группе воспитатель Сорокина Н. П. собрала совместно с детьми и родителями мини-музей берёзы. В котором есть изделия из берё зы: игрушки, корабли, карандаши, тарелочки и т. д. Оформлены картотеки стихов, сказок, пословиц, рассказов, картин, иллюстраций и т. д. В результате совместного творчества оформлены книги «Всё о берёзе», «Берёза в разное время года».

В детском саду проходила акция «Посади дерево». Некоторые группы сажали берёзу, дуб, вишню, а дети средней группы посадили яблоню, которую привезла воспитатель из леса: выкопали ямку, полили, посадили саженец. Возникла идея написания проекта «Яблоня». Цель которого: формировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к природным объектам, как к компоненту здорового образа жизни. В ходе работы над проектом проходили исследования о полезных свойствах яблок. В детском клубе «Поварёнок» дети готовили различные блюда из яблок. Оформлены альбомы «Мамины секреты» и «Волшебное яблочко» с рецептами, рассказами и аппликациями детей. Итогом работы была презентация мини-музея «Яблоко» (организатор - Егорова Надежда Ивановна). В мини-музее представлены книги, игрушки, предметы быта, игры-модели и т. д.

Самым значимым мы считаем проект «Город, в котором мы живем». В детском саду в эколого-познавательном центре создан педагогом Ненастьевой Н. Д. «Музей нашего города : прошлое, настоящее, будущее». Детьми, родителями и сотрудниками собрано множество ценных экспонатов. В музее дети работают экскурсоводами, а все вещи можно трогать руками.

Проект «Город, в котором мы живем» охватывает многие аспекты жизни нашего города. Мы подробнее остановились на экологии города. Во время презентации проекта показали на городском уровне две интеллектуальные игры: «Экологический суд» (о защите в городе воды, воздуха, почвы); «Детский городской совет» - дети сами разработали проект детского парка и его построили.

По формированию экологической культуры разработаны следующие проекты: «Создание игрушки - символа Череповца» (Смирнова О. В., «Деревья нашего города» (Заводчикова Н. Б., Фоменко А. В., «Птицы нашего города» (Лобашкова М. П., «Капустник», «Природная аптека», «Русские лапти», «Русская рубаха», «Красная книга Вологодской области», «Национальный парк «Русский Север», «Сказ о синем цветке» и т. д. В этом году активно сотрудничали с городским музеем Природы, Выставочным залом, работники которых проводят музейные уроки: «Птицы: перелетные и зимующих», «Редкие охраняемые животные и растения Вологодской области», «Как рубашка в поле выросла». Экскурсовод Голубинская С. Р. провела мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол по народному календарю («Катерина санница», «Куколка Капустка», «День-ночь», «Куколка Берёзка»). Во время акции «Покормите птиц зимой» дети с мастером изготовили птичек и много о них узнали нового и интересного. К участию в проектах привлекаем сотрудников детской библиотеки № 15 нашего микрорайона, литературно-краеведческого центра Н. М. Рубцова. Дети знакомились с книгами о природе родного края Вологодских авторов. К Дню рождения Н. М. Рубцова была организована «Литературная гостиная», где детям подготовительной группы показывали фильм о Н. Рубцове, дети читали стихи автора и подарили книгу из своих рисунков на стихи Н. Рубцова литературно-краеведческому центру.

В течение двух лет по теме: «Формирование познавательно-ценностного отношения к природе родного города и края» взаимодействуем с муниципальной площадкой МБДОУ «ЦРРДС № 132» и провели городские открытые мероприятия для воспитателей и педагогов дополнительного образования, где мы представили опыт по работе с семьей, с социальными объектами (школой, городскими музеями, библиотекой, литературно-краеведческим музеем Н. М. Рубцова).

По формированию ценностного отношения к природе родного края в ДОУ практикуем проведение родительских собраний в нетрадиционной форме : творческая мастерская, где педагоги, дети и родители создавали альбом с рецептами и рисунками «Яблоко». В подготовительной группе №5 – устный журнал по страницам Красной книги Вологодской области. В средней группе № 9 – круглый стол «Семейные увлечения». Воспитатели часто используют на собраниях мультимедийные презентации, мастер-классы, КВН, викторины, тренинги и т. д. В нашем детском саду создан детско-родительский клуб «Катюша», где планируются экологические походы в природу : в парк 200-летия Череповца, усадьбу Гальских, на лыжную тропу Здоровья, Комсомольский парк и др. В детском саду в течение нескольких лет выпускается журнал «Познавайка», где ведущая роль отведена формированию экологической культуры.

С целью повышения экологической культуры проводятся акции «Покормите птиц зимой», «Огород на подоконнике», «Ёлочка – зелёная иголочка», «Очистим планету от мусора», «Цветущий детский сад», «Посади дерево», «Дни защиты от экологической опасности». Сотрудничая с ФГБУ «Дарвинским природным биосферным заповедником» ежегодно принимаем участие в конкурсах «Птица года». Мы много узнали об охраняемых птицах заповедника: скопе, чибисе, лебеде, трясогузке, варакушке, орлане - белохвосте.

Результатом деятельности по проекту «Город, в котором мы живем» стало участие наших воспитанников в первом городском краеведческом конкурсе «Знатоки родного края», где получили диплом финалиста.

За ежегодное участие в «Марше парков» неоднократно поощрялись грамотами и дипломами.

Таким образом, в рамках проектной деятельности мы предусматриваем активные формы организации совместной деятельности детей и взрослых, как экологические акции, интеллектуальные досуги, экскурсии, мини-лаборатории, дидактические игры, музейные уроки, театральная деятельность и т. д.

Публикации по теме:

Основные задачи дошкольного воспитания Основные задачи дошкольного воспитания1. Охрана жизни и здоровья ребёнка. 2. Создание условий для формирования основ физической культуры,.

Влияние дидактической игры на познавательную деятельность дошкольников Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игровой деятельности дети осваивают, отраженные в ней различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностного отношения к природе родного города и края как значимому социальному объекту у старших дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 12:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД